1. Горшок Праведный
2. Фомор Торхар Тайди
читать дальше(Горшок Праведный)
«Скажи мне, друг Кайльте,»--молвил Илбрех Эсса Руад «верил ли в Бога Финн сын Кумалла, и если да, то когда он уверовал?»
«Финн уверовал в Бога в горах Друйм Диамайр, что зовутся в наши дни Друйм Да Эн. Вот как это произошло: Финдине дось Бодба задумала убить своего мужа, Конана, но случилось так, что Конан и Фердоман убили друг друга. Фианна стояла тогда в лесу Фид Энайг, что в горах Друйм Диамайр. Финну поднесли золотой сосуд и он опустил в него свои белые руки, омыл лицо чистой водой, положил палец на Зуб Мудрости и ему открылось ему, что явится в Ирландию Горшок Праведный, Киаран сын Плотника, и утвердится в нашей стране до конца времен.
Церковь святая светлая--
Доброй души отрада
Могила многодостойная--
Праведника награда.
Та, когда к нам пришли вести о поединке Конана и Федомана, Финн уверовал в Господа и получил за это Царствие Небесное.
Увы, на пути к Снав Да Эн
Узнали мы скорбную весть
О смерти Конана Маэла
И доблестного Фердомана.
Друйм Диамайр,
Стан ирландской Фианны,
В память о нашей мести
Он будет зваться Друйм Энайг.
Здесь суждено свершиться
Воле Господа Воинств,
Здесь родится сын божий,
Словно ангел прекрасный.
В этой крепости фениев
Родится Святой Киаран--
И завладеет Ирландией
Сын плотника из Муиртемне.
Слушайте мое слово,
Я говорю вам правду,
Верую в Отца и Сына
Верую в Духа Святого.
Вера в Господа нашего
Лучшее из сокровищ--
Этот Король никогда
Не бросит меня в невзгодах.
(фомор Торахар Тайди)
Кайльте прогостил у сидов больше месяца. Наконец он сказал хозяевам: «Долго пробыли мы здесь, настало время собираться в дорогу.»
«Да пребудет с тобой благословение Бога и всех людей,»--отвечали жители сида. Заходи к нам снова, если пожелаешь!» И Илбрех подарил Кайльте и его спутникам девять прекрасных нарядных плащей, девять копий, девять щитов, девять мечей , украшеных золотом и девять охотничьих псов.
Так распрощались они, сиды и храбрые фении, благословили друг друга и разошлись в печали. Горьким было прощание Кайльте с людьми Эсса Руад, но расставание с добрым другом, Дергом Дианскотахом было для него еще горше.
Фении шли на север, через горы Слиав Куйре, горы Слиав Кайрбре, горы Слиав Кейде, до крепости Кахар Дайм Дерг.
Вскоре увидели фении, как на холме перел ними появились два человека: прекрасный воин и его спутница, светлая королева. Путники приветствовали друг друга и неведомый воин спросил у Кайльте кто он и откуда.
«Я Кайльте сын Ронана из дружины Финна,»--ответил Кайльте, «а как твое имя, о воин?»
«Мое имя Эоган Властитель Бруга,»--сказал тот, «я происхожу из старинного рода, мой предок—Кайрбре Лифехайр сын Кормака. А эта благородная женщина—Бекнайт Дева-из-Бруга. Мы с ней родились в одном году и уже тридцать лет живем вместе.»
«Ты верно очень богат, о воин?»--спросил Кайльте.
«Был я некогда богат,»--отвечал Эоган, «каждое третье селение и каждое третье стадо от Эсса Руад до холма Кнок Фоморах на самом севере Ирландии принадлежали мне.»
«Кто же отнял у тебя все эти богатства?»--спросил сын Ронана.
«Все сожрал Торхар Тайди, сын смерти, свирепый фомор. Он разграбил и разрушил, раззорил и опустошил все мои земли и осталось у меня, от всех былых богатств, лишь двадцать восемь коров.»
«Где живет фомор?»--спросил Кайльте.
«Есть на севере высокая скала, бесплодный каменный остров над широким морским заливом. Там, на этом острове, живет сын смерти, сам-третий, с дочерью и боевым псом. Торхар Тайди равен по силе четырем сотням воинов, а его дочь и пес стоят еще шести сотен бойцов. Никто не может устоять перед ними в битве.
«А в каком месте залива выходит на берег фомор, когда приплывает с острова в Ирландию?»--спросил Кайльте.
«Следуй за мной, на северо запад.»--сказал Эоган.
Уже к вечеру они достигли берега моря и заночевали там.
Наутро следующего дня поднялся Кайльте, взял оружие: щит, меч и два копья, вышел на берег, напротив скалистого острова, и стал поджидать фомора. И вот видит он: плывет к берегу курах. На носу его сидит страшный косматый пес свирепого вида. Горло его защищает
железный ошейник. Пса держит на цепи дочь фомора: грузная, грязная баба, с туловищем как мешок и с головой как булыжник. Оружием ей служит черный железный вертел. На корме кураха сидит сам Торхар Тайди, угрюмый фомор огромного роста.
Трепет и тревога охватили Кайльте, когда фоморы подплыли к берегу и достигли земли.
«Кто это там стоит у нас на пути?»--сказал Торахар Тайде у своей дочери. «Пусти на него нашего пса, скоро этот воин станет ему поживой.»
И когда фоморка спустила с цепи боегого зверя, охватил Кайльте такой страх и ужас, какого он никогда не испытывал прежде ни в бою, ни в единоборстве. Но молвил сын Ронана: «Да защитят меня мой Бог и мой Горшок (то есть Патрик)!» И с этими словами он метнул в пса медный дротик. И попал этот дротик прямо в глотку псу и пробил ему пасть. И упал пес из кураха в воду и принял смерть в волнах морских (а потом его вынес на берег прилив).
Тут фоморы вышли на землю и набросились на Кайльте и схватились с ним в жестоком бою.
Тридцать ран нанесла Кайльте свирепая дочь Торxapa Тайди, но изловчился сын Ронана и распорол ей мечом брюхо, так что все ее кишки вывалились на землю. Затем Кайльте схватился с самом Торxapoм и долго разили и рубили друг друга они. Наконец сын Ронана рассек фомора натрое. Он срубил три головы врагов и отнес их в бруг и селение Эогана. Эоган и все фении премного дивились подвигам Кайльте и благодарили его за помощь.
Жестоко болят мои раны
Ночью, в доме Эогана.
Там, на берегу морском
Долго бился я с недругом.
Убил свирепого пса
И грозного фомора,
Получил немало ран
Сам в поединке этом.
Я исходил мнного стран,
Сражался во многих битвах--
Всех врагов превосходил
Силой фомор жестокий.