81-83 главы "Войны с Чужеземцами".
81.
Вслед за тем, король Лагена Маэлмора сын Мурхада решил доставить в Кенн Корад, для короля Бриана, три мачтовые сосны из леса Фид Гайвле. Первую мачту несли Уи Файлге, вторую Уи Фаэлан, а третью Уи Муйредаг, Лайгес и Три Конна. По пути через болото между ними начался спор и тогда сам король лагенов взялся за мачту Уи Фаэлан. В тот день на нем была шелковая рубашка--подарок Бриана,--расшитая золотом, с пуговицами из серебра. И вот, пока король тащил бревно, одна серебряная пуговица оторвалась и потерялась.

Когда дошли до Кенн Корад, Маэлмора снял с себя эту рубашку и отдал ее своей сестре, чтобы она пришила новую пуговицу. А сестрой Маэлморы была Гормфлат, жена короля Бриана и мать Доннхада, его младшего сына. КОРОЛЕВА ВЗЯЛА РУБАШКУ И ШВЫРНУЛА ЕЕ В ОГОНЬ ОЧАГА. Она принялась стыдить и бранить своего брата за то, что он подчинился, покорился и попал в услужение Бриану сыну Кеннедига: "Ни твой отец, ни твой дед не терпели ничьей власти, а теперь и твои дети станут служить детям Бриана."

82.
Наутро следующего дня, во время игры в фидхелл, между Маэлморой и Мурхадом сыном Бриана произошел недобрый разговор. Конайнг и Мурхад сидели за доской и играли друг с другом, а Маэлмора сидел рядом с ними и подавал Мурхаду советы. Из-за этих советов Мурхад проиграл два раза подряд.
"Точно также ты давал советы викингам, когда мы их били."--не выдержал Мурхад.
"Что ж,"--ответил король Лагена, "я еще подам им новый совет, лучше прежних."
"Как не советуй, тебе снова придется удирать от нас."--заметил сын Бриана.
Маэлмолра разгневался и ушел в свои покои, не сказав больше ни слова.

83.
Обо всем было рассказано Бриану, и он отправил к королю Лагена своего слугу и велел передать ему, что готов заплатить за оскорбление. Слуга нашел Маэлмору у ограды церкви Келл Далуа--король уже седлал коня. Между ними начался новый спор. Наконец, король развернулся и так хватил слугу по голове своим тисовым посохом, что проломил ему череп и убил на месте. Имя слуги было Когаран. Потом его отнесли обратно в Кенн Корад.
Многие хотели тогда пуститься в погоню за королем Лагена и задержать его, но Бриан сказал: "Теперь на пороге его собственного дома мы потребуем у него расплаты за все содеянное зло."