Переведены только те части рассказа которыя отличаются от соответсвующих отрывков из "Смерти Диармаита" или дополняют сагу.
Аэд Криворукий, копьеносец Диармаита сына Кервала тяжело занемог. Целый год страдал он от тяжелой болезни, а когда выздоровел, то пришел к Диармаиту и спросил его: «Хранил ли ты порядок и покой в королевстве, покуда я лежал больной?»
«Я не допустил ни одного преступления.»--ответил оруженосцу король.
«Я задумал одно дело,»--сказал Аэд, «Я обойду всю Ирландию справа налево с твоим копьем в руках и буду заходить в каждый двор держа перед собой копье. Так во всей стране установится порядок и добрый мир.»
читать дальшеИ вот, Аэд Криворукий выступил из Темры и направился в Пятину Коннахта. С ним шел глашатай Диармаита, который провозглашал повсюду королевский закон. Наконец, они достигли дома Аэда Гуайре, что в землях Кенел Фейхин в стране Майне.
Крепкая красивая ограда из красного дуба окружала новый дом, построенный Аэдом в честь недавней свадьбы. О том, что к нему идет Аэд Криворукий, с тем чтобы разрушить ограду, Аэд Гуайре узнал за неделю. Но все же он оказал добрый привет оуженосцу короля, когда тот приблизился к его дому. А Аэд Криворукий приказал Аэду Гуайре сломать его собственный дом.
«Если хочешь ломать,»--молвил хозяин, «ломай сам.» И, сказав такие слова, он хватил мечом Аэда Криворукого и срубил ему голову с плеч.
В те времена в Ирландии был такой закон: если кто-то убивал невиновного, он сам должен был быть убит. Преступник не мог откупиться ни скотом ни другим добром, если на то не было воли самого короля Ирландии.
Узнав об убийстве оруженосца, Диармаит собрал ополчение и дружину, чтобы отомстить Аэду Гуайре и разорить его земли. Аэд бежал к епископу Шенану, который приходился ему родным братом. Епископ Шенан пошел вместе с Аэдом к Руадану из Лотры, ибо родные сестры Руадана, Каэл и Руаднайт, были воспитательницами Шенана. Но Аэд Гуайре не получил защиты у Руадана, отправился в изгнание к британцам и прожил у них год. Люди Диармаита пришли к британцам и потребовали выдать Аэда Гуайре и тогда он снова бежал к Руадану. (...)
Король Диармаит сын Кервалла схватил Аэда Гуайре и отвел его в Темру. Тогда его покровитель Св. Руадан обратился за помощью к Брендану Бирру и Двенадцати Апостолам Ирландии, и все они пришли в Темру вслед за Диармаитом. (…)
Весь год шатер Руадана стоял у ворот Темры и каждую ночь король Диармаит и клирики постились друг против друга.
А в это время Св. Брендан сын Финдолга путешествовал по морю в поисках заветной земли Тир Тарнгайре, но явился ему ангел и открыл ему, что Двенадцать Апостолов Ирландии стоят у ворот Темры и сражаются с верховным королем. И Брендан поплыл в Ирландию. Он высадился на берег у крепости Дун Росарах. Переночевав там, Брендан благословил крепость.
Великий страх охватил Диармаита, когда он услышал о том, что Брендан идет на помощь святым клирикам. Король сказал святым: «Если вы подарите мне пятьдесят голубоглазых коней с золотыми уздечками, я отдам вам Аэда Гуайре.»
Узнав об условиях короля, Брендан собрал пятьдесят тюленей, превратил их в коней и привел их на поле перед Темрой. Все клирики и жители селения сердечно приветствовали святого и он поведал людям о своих морских приключениях. С радостью слушали люди рассказы Брендана. Потом Брендан спросил Диармаита, примет ли король пятьдесят коней в выкуп за Аэда Гуайре.
«Да, я приму такой выкуп,»--ответил Дирамаит, «если один из священников останется при мне на год, как поручитель.»
Тогда табун передали Диармаиту и один клирик остался при короле.
Однажды коней выпустили в поле перед селением. Всадники были недовольны их бегом, рассвирепели, и хлестать коней плетьми, но так ничего и не добились от них, пока не развернули их мордами к морю. И тут все кони бросились в воду и, вместе со всадниками, превратились в тюленей.
Диармаит разгневался и приказал закрыть Семь Дворов Темры для клириков, пока они не сняли свое проклятие и не пришли к королю. Тогда им подали яства и напитки, причем особые слуги должны были следить за тем, как пьют и едят гости. Той ночью Брендан подал своим товарищам такой совет: сесть за трапезу с надетыми капюшонами, класть еду мимо рта в капюшон, а потом незаметно выкидывать ее из под одежды на землю. Клирики так и сделали. А Диармаиту слуги передали, что они едят и пьют. Тогда и Диармаит стал есть и пить на ночном пиру, не зная об уловке клириков, которые на самом деле всю ночь постились против него.
Вот какой сон увидела в ту ночь Мугайн, жена короля: в поле перед Темрой росло красивое раскидистое дерево. Его рубили одинадцать рабов, но все, что они отрубали сразу же отрастало заново, пока не подошел некий человек и не повалил дерево одним могучим ударом.
(...)