читать дальше94
Расскажем теперь о том что произошло с Аэдом сыном Айнмире в краю который зовется в наше время Друйм Клиав (а это часть страны Кайрпре Коннахтских). У него в заводи на реке Метенах, протекающей через Друйм Клиав утонула дочь. (Заводь с тех пор называется Линд Ингине Аэда). В то время Колум Килле находился невдалеке от этих мест и Аэд отправил за ним гонцов. Гонцы привели Колума Килле к королю и тот попросил святого воскресить девушку. Колум Килле осенил грудь королевской дочери крестом со своего посоха и тотчас же вернул ее к жизни. И прославилось оттого имя Господа и Колума Килле, а Аэд передал край Друйм Клиав в дар для Бога и для святого. Колум Килле благословил тамошнее селение и построил в нем церковь, и оставил в ней настоятелем клирика из своей общины. Церковь же называется Мортарен Дрома Клиав. Осененный пророческим духом, Колум Килле предсказал, что Кенел Конайл будут отныне оказывать церкви и жителям селения уважение и почет. Тогда Аэд Айнмире спросил у Колума Килле сколько королей и вождей ирландских получили до сего времени спасение по воле Бога. «Пока что лишь трое,»-- молвил святой, «Дайвин Дайм-Айргид король Айргиаллы, Айлиль Банна король Коннахта и Ферадах сын Дуаха король Оссори – добрыми делами они уже при жизни заслужили милость Господа». Аэд спросил у Колума Килле спасет ли Бог его самого, когда придет его смерть. «Не спасет,»-- ответил святой, «если ты не исповедуешься и не раскаешься в своих грехах, и не станешь впредь совершать добрые дела». Аэд сын Айнмире попросил у Колума Килле боевого благословения в его войне против лагенов, дабы одолевать из в битвах и самому не погибнуть. «Я не стану благословлять тебя,»-- ответил святой, «ибо моя мать происходит из народа лагенов. Есть только один король, который сумеет победить лагенов в битве и этот король-- сын моей сестры. Так пообещал я лагенам, когда собрались они на равнине Дурмаг. Но я подарю тебе мой капюшон и тебя не убьют на войне, если ты будешь носить его».
Все слова Колума Килле исполнились: через некоторое время Аэд пошел на лагенов войной, но позабыл капюшон святого и погиб сражаясь с лагенами в битве при Белах Дун Болг».
95
Однажды воспитатели привели к Колуму Килле Домнала сына Аэда сына Айнмире. Домнал в то время был еще юным отроком и воспитатели хотели, чтобы святой благословил его. «Сегодня не дано мне одарить Домнала,»-- молвил Колум Килле, «но пройдет долгое время и я благословлю его в крепости Друйм Кет, что в краю Кианнахта Глинне Гемин. Мужи Ирландии и Альбы, клирики и миряне, соберутся там вокруг Аэда сына Айнмире, короля Ирландии, отца этого дитяти. Я говорю вам: берегите этого отрока, ибо пройдет время и он станет славным королем Ирландии. Он возвысится над всеми братьями своими, недруги никогда не одолеют его и примет он славную смерть в этом же самом доме, окруженный друзьями и домочадцами, а имя его прославится по всему миру».
Все о чем говорил Колум Килле в точности исполнилось и об этом будет рассказано в нашей книге, когда речь пойдет о великом собрании Друйм Кета.
96
Вслед за тем Колум Килле пришел в край Тетбы. Король той страны пожаловал ему земли, которые в наши дни называются Дурваг. Там построили церковь. Именно в Дурваге Колум Килле благословил меч Колмана Великого сына Диармаида. Меч этот силою святого благословения приносил победу его владельцам и хранил их от гибели. Однажды некий больной человек попросил у Колмана его меч на временное хранение и Колман передал ему свое оружие. Один год меч хранился у недужного человека и тот оставался жив, но стал слаб и немощен. И поняли его товарищи, что Бог не желает его выздоровления и что один лишь меч хранит его от смерти. Меч забрали у болього и он сразу же принял смерть. И прославилось от того имя Господа и Колума Килле.
97
Когда Колум Килле жил в Дурваге, ему как-то раз принесли яблоки. Одно из яблок оказалось горьким и невкусным и святой спросил где сорвали его. Люди же ответили, что у них в саду есть одна яблоня, которая обычно приносит горькие плоды. Получив такой ответ Колум Килле пошел в яблоневый сад и, благословив горькую яблоню, промолвил: «Благословляю тебя пред ликом всемогущего Бога, о яблоня. Горькими были твои плоды, но теперь они вновь станут сочными, сладкими и приятными на вкус».
Все произошло так, как сказал святой Колум Килле: в тот же час яблоки стали сочными, сладкими, душистыми и приятными на вкус.
Из этой истории следует, что всемогущий Бог даровал Колуму Килле не только власть над водной стихией (и способность превращать воду в вино) но и власть над стихией земли, частью которой являются деревья, камни, травы и много другое.
98
Вслед за тем Колум Килле пришел к селению, которое в наши дни зовется Кеннандус. В те времена селение это принадлежало королю Ирландии, то-есть Диармаиду сыну Кервалла. У ворот святого надолго задержали и тогда Колум Килле стал пророчествовать и сказал, что жителям сего селения не будет больше никакой удачи отныне и впредь. Вскоре Колум Килле встретился с Беком сыном Бога, друидом короля Диармаида, добрым прорицателем.
«О Бек сын Бога,»-- обратился к нему святой, «предскажи судьбу сего селения. Поведай нам, кому суждено жить в нем, королям или клирикам». «Я вижу ясно,»-- отвечал Бек, «что отныне здесь будут жить клирики и ты встанешь во главе их. Короли же отсюда уйдут». В тот час короля в селении не было, когда же он прибыл, то сразу пожаловал Кеннандус Колуму Килле в уплату за то, что святого задержали у ворот. Преподнести святому этот дар посоветовал Аэд Слайне сын Диармаида.
Тогда Колум Килле благословил селение и предсказал Аэду Слайне, что тот получит королевскую власть над всей Ирландией и станет добрым правителем, если не начнет предавать и убивать родичей. Если же он совершит такие преступления, то власть его продлиться недолго. Колум Килле благословил капюшон Аэда Слайне сына Диармаида и сказал ему, что никакое оружие не поразит его, пока он носит этот капюшон.
Но Аэд Слайне не последовал советам святого и убил своего родича, Суибне сына Колмана Великого, то-есть сына своего родного брата. Через четыре года после того, Аэд Слайне выступил в военный поход однако, по воле Бога и Колума Килле, забыл взять с собой благословенный капюшон и погиб в первый же день войны.
Предсказав судьбу Аэда Слайне, Колум Килле обратил свой лик на юго-запад и премного возрадовался и развеселился. Святой Баэтан спросил Колума Килле о причине веселья. Колум Килле ответил так: «Этой ночью в некоем селении родятся на свет пятьдесят младенцев и станут они любимыми спутниками Бога, а отроческие годы проведут они в церкви Килл Скире».
И Господь в точности выполнил все о чем говорил святой.
99
Колум Килле основал много церквей в землях Бреги и Миде и оставил в них своих преемников. Так в Клуайн Мор Фер Арда он оставил Ойсина сына Келлаха. Затем он пошел в Майништир Буйде мик Бронайг. Там Колум Килле осенил своим посохом стеклянный сосуд, который был в руке Буйде во время его смерти. Тотчас же по всей церкви раздался шум и Колум Килле обнаружил место в котором был похоронен Буйде. И он освятил церковь и поместил мощи святого в раку, как и предсказывал сам Буйде незадолго до своей смерти.
Колум Килле основал церковь в Рахрайде на востоке Бреги и поставил в ней диаконом Колмана.
100
Однажды Колум Килле пришел навестить своего учителя, то-есть Фингена. Когда Финген увидел его, то сказал своим людям: «Не иначе как идет к нам Колум Килле, а с ним его защитники, ангелы господни». Услышав такие слова все люди бывшие там преисполнились любви к Колуму Килле.
Вслед за тем Колум Килле отправился в Британию и за ним последовало двенадцать монахов. Они сеяли истинную веру и обратили многих людей к делам веры и святости.
101
Колум Килле отправился в паломничество к Турину святого Мартина и пришел к надгробному камню святого. Сдвинув надгробный камень, он поднял из могилы евангелие, лежавшее на груди святого Мартина. И святой Мартин и его книга уже сто лет лежали в земле, но все это время Бог оберегал книгу ради Колума Килле, так что она нисколько не пострадала от времени. По воле Господа и святого Мартина Колум Килле взял эту книгу с собой в Дойре. Так сбылось предсказание самого святого Мартина изреченное им перед смертью.
102
Однажды святые Колум Клле, Комгалл и Кайнех собрались в селении, которое в наще время называется Сорд. Комгалл предложил Колуму Килле отслужить мессу и Колум Килле начал служить. В это время Кайнех увидел над его головой огненный столп и сказал об этом Комгаллу. Теперь уже оба святых видели огненный столп над головой Колума Кииле.
На этом месте Колум Килле основал церковь, которая называется в наши дни Сорд Колуйм Килле. При церкви он оставил преемником некоего человека из своей общины и звали этого человека Финнан Прокаженный. Там же Колум Килле оставил книгу написанную им самим (по ней он и отслужил мессу).
103
Колум Килле благословил селение Сорд и источник при селении, который зовется Глан. Еще он оставил там крест, ибо в обычае у Колума Килле было оставлять в благословенных им селениях кресты, книги и церковную утварь сделанную им самим.
104
Однажды Колум Килле и Кайнех шли по берегу океана во время великой непогоды. «О Колум Килле,»-- сказал Кайнех, «ведомо ли тебе о чем говорят волны?»
«Ведомо,»-- молвил Колум Килле, «они говорят о том, что твои товарищи пребывают сейчас в большой опасности посреди морской бури, так что один из них даже принял смерть. Но Бог спасет их и принесет их к нам в эту гавань еще до завтрашнего утра».
И пророчество Колума Килле исполнилось, как это часто бывало.
105
Однажды Колум Килле и другой святой по имени Баэтан шли вдоль берега моря и увидели вдалеке тонущий корабль. (В оригинале игра слов: Baethan имя спутника Колума Килле и bathad = потопление). И Баэтан спросил Колума Килле почему Бог пожелал потопить этот корабль. «На нем плывет некий грешник,» – ответил Колум Килле, «из-за него Бог решил погубить судно и всех кто плывет на нем». «Сдается мне,»-- молвил Баэтан, «что Бог несправедлив к этим корабельщикам». Колум Килле промолчал и ничего не возразил своему спутнику. Вместо этого он набрал в свою рукавицу пчел и передал рукавицу в руки Баэтана. Одна пчела, выбравшись из рукавицы, пребольно ужалила Баэтана и боль от укуса была так велика, что Баэтан сжал рукавицу и раздавил всех пчел сидевших в ней.
«Отчего ты убил пчел?»-- спросил его Колум Килле.
«Одна из них пребольно меня ужалила». -- ответил Баэтан.
«Да будет тебе известно, о Баэтан,»-- молвил Колум Килле, «что, подобно тому, как пчела ужалила тебя, тот грешный человек ужалил Бога. И, подобно тому как ты убил всех пчел в рукавице из-за укуса одной пчелы, так же и Бог пожелал убить многих людей из-за грехов одного человека и утопил всех корабельщиков, ибо среди них находился один грешник».
«О святой отец,» – сказал Баэтан, «теперь я понимаю тебя и благодарю тебя за то, что ты привел мне такое сравнение. Отныне я не буду больше сомневаться в свершениях Бога и, пока я жив, не буду больше спорить о них на диспутах».
106
Как-то раз, когда Колум Килле был к Клонмакнойсе, к нему подошел маленький мальчик и незаметно вытянул нитку из плаща святого. Но Бог открыл это Колуму Килле и взглянул он на мальчика, и заговорил с ним и предсказал мальчику, что станет он ученым и мудрейшим среди клириков. Пророчество Колума Килле исполнилось, ибо мальчик этот был Иарнан Клуана Деохрах.
107
Однажды святая Бригита проходила по равнине Маг Лифи. Глядя на цветущую равнину святая дева сказала, что отдала бы весь этот прекрасный край Господу, если бы только у нее хватило сил сделать это. Благой замысел Бригиты стал известен Колуму Килле и он громогласно объявил из обители Сорд: «Замыслы мои столь же велики. Я отберу Маг Лифи у святой девы». (?)
108
Колум Килле пошел в пятину Лагена и основал там много церквей. Затем он пришел в Клонмакнойс и сложил для святого Киарана гимн прославляющий Бога. У святого Киарана было в обычае славить Бога по-латыни, по-гэльски и на других языках, ибо все языки были понятны ему.
Далее Колум Килле миновал Эсс Руад и пришел в земли Тир Конайлл, где основал и освятил множество церквей и обителей. Потом он пришел в Гартнан и поселился там.
109
Когда Колум Килле жил в Гартнане, в селении Горт-на-Лейг, что к западу места его рождения, то-есть крепости Рат Кно, к нему пришел некий человек из числа тамошних прихожан. Человек этот пребывал в скорби и печали, ибо многие друзья и домочадцы его приняли смерть. Горе его было так велико, что он сам предпочел бы смерть жизни. При виде сего прихожанина Колум Килле премного опечалился и, благословив каменную чашу (?) стоявшую неподалеку подал несчастному человеку освященной воды из нее. Когда прихожанин выпил этой воды, всякая печаль оставила его и прославилось от того имя Господа и Колума Килле. Чудо Колума Килле и поныне пребывает на каменной чаше (?) – всякий кто выпьет из нее воды расстанется с печалью. В память о великом чуде чаша сия зовется Лек-ин-Кумад.
110
Однажды Колум Килле, покинув Гартнан, шел по восточному берегу озера Лох Бетах. Вдруг он увидел некоего человека, мирянина по имени Кримтанн О Койнента, бежавшего вослед ему. «Вот воин, который спешит к месту смерти своей,»-- сказал своим спутникам Колум Килле, «скорее задержите его и не дайте ему достигнуть гибельного места!» Тотчас же спутники Колума Килле подхватили воина и не пропустили его дальше, к месту его погибели. Но тогда сама земля с места смерти Кримтанна передвинулась ему под ноги и, едва это произошло, мирянин принял смерть.
«Да будет вам известно, о люди,»--сказал Колум Килле, «что Бог преподал нам урок и показал нам, что ни один человек не может спасти свое бренное тело (?) и избежать места смерти своей».
«Да будет вам известно,»-- прибавил Колум Килле, «что ни один человек не может в жизни своей избежать трех мест: места рождения, места смерти и места погребения». И он сложил такие стихи:
Трех мест не дано избежать
(Так говорит пословица)
Места рождения, места смерти
И места погребения.
Вслед за тем Колум Килле помолился Богу о воскрешении мирянина, дабы сумел он покаяться и стал отныне добрым воином Бога. И Господь исполнил просьбу Колума Килле, а на месте смерти Кримтанна в знак о великом чуде остался памятный камень.
На том же самом месте Колум Килле воскресил и другого человека по имени Беглаэх О Беклайде.