читать дальше222
Однажды четыре сына Лугайда Лаймдерга, то-есть Кримтанн, Кайрбре, Каэл и Ферадах отправились на охоту. Случилось так, что Кайрбре метнул копье в оленя, а попал в Каэла и убил его наповал. Кримтанн потребовал виру у Кайрбре и между братьями началась распря из-за виры, и из-за смерти Каэла, – ни король Ирландии ни ирландские святые не могли примирить их, пока не решили отправить братьев к мужу благородному, пророку небесному и земному, то-есть к святому Колуму Килле, который жил в те времена на острове И, в королевстве Альба. Ибо Господь наделил Колума Килле умением разрешать любые споры.
Родичи Лугайда Ламдерга направились в Альбу и было их двадцать четыре вооруженных воина да четыре женщины (то-есть жены двух сыновей Лугайда и их служанки), кроме того с ними шло восьмеро наемных слуг, варивших им мясо добытое на охоте и ловивших им рыбу, когда они путешествовали по морю.
Все это открылось Колуму Килле и он сказал своему товарищу, святому Баэтану: «Этим вечером к нам прибудут знатные мужи, гости из Ирландии, сыновья Лугайда Ламдерга. Нужно разжечь очаг в доме для гостей». И он сложил такие стихи:
Зажгите огонь в очаге
Когда стемнеет в селении
Окажем добрый прием
Гостям из милой Ирландии.
Ибо, когда гости приближались к обители, Колум Килле всегда узнавал об этом и рассказывал о гостях своим монахам. Колум Килле всегда чтил гостеприимство, поэтому Бог в милости своей всегда предупреждал его о приближении гостей, чтобы Колум Килле не страдал от угрызений совести за то, что не успел приготовиться к их приходу. Вот и на этот раз Бог звестил Колума Килле о гостях, послав к нему своего ангела. Так сбылось пророчество Колума Килле о потомках Лугайда Ламдерга, той же ночью они прибыли к нему, чему святой премного обрадовался. И он заключил мир между братьями и передал королевскую власть Кайрбре, хотя тот и был младше Кримтанна и именно он совершил убийство. Однако, он убил брата неумышленно. Колум Килле сделал его королем, ибо Кайрбре искренне раскаялся в содеянном, а по благородству и доблести он превосходил старшего брата. Кримтанн же стал вторым после короля. Рассудив спор братьев, Колум Килле отослал их домой и сложил такие стихи:
Дарю тебе власть, добрый Кайрбре,
Счастлив будет твой род
Тебя не оставит удача
О Кайрбре, великий сын Лугайда.
И еще он сложил другой стих:
О Христос, сделай море спокойным
Ради Кайрбре и Кримтанна
Чтобы они бестревожно
Вернулись в родные земли.
Становится очевидно, что ни король Ирландии ни ирландские святые не сумев примирить враждующих, отправляли их к Колуму Килле на остров И, как рассказано в этой главе и во многих других главах далее в этом житии.
223
Однажды некий святой по имени Финдиа сын Уи Фиахраха послал монаха из своей общины с каким-то поручением, одного, без всяких спутников. На пути монаху встретилась женщина. Она призналась ему в любви, он же поначалу отверг ее. Но она обняла его и, наконец, монах поддался ее уговорам. Затем горе и раскаяние за совершенный грех охватили его. Вернувшись к Финдиа он исповедался святому и тот отпустил ему грехи и, назначив епитимью, сказал монаху, что уже немало добрых людей сокрушил подобным образом Искуситель, но Бог принял их покаяние и простил их. Когда монах вышел от Финдиа, к нему явился Диавол в человеческом облике и разжег в нем пламя отчаяния и убедил его, что епитимья наложенная Финдиа слишком мала, а потому нужно идти к Комгаллу Бендкайру и покаяться ему.
И вот этот монах пришел к Комгаллу Бендкайру и поведал ему о своем грехе. Комгалл же наложил на него ту же самую епитимью, что и Финдиа и сказал, что Бог будет милосерден к монаху, если тот искренне раскается.
Когда монах покинул Комгалла, к нему снова явился Диавол в том же самом облике. И он заговорил с монахом и убедил его не верить ни единому слову святого Комгалла, ибо грех его слишком ужасен, чтобы искупить его так просто – нужно идти к Колуму Килле и исповедаться ему.
И вот, монах пршел к Колуму Килле, Господь же поведал Колуму Килле о грехах монаха прежде, чем тот заговорил, поэтому Колум Килле сам взял слово и рассказал монаху обо всем от начала до конца, тот же признал, что все это совершенная правда.
«Да благословит тебя Бог». – молвил Колум Килле, «в великое смятение вверг тебя Диавол и ты не уразумел, что довольно тебе и епитимьи от Финдиа и Комгалла. Да будет тебе известно: бессмысленно каяться перед всеми людьми в мире-- достаточно того, чтобы твой исповедник назначил тебе искупление и, если ты выполнишь его и раскаешься, Бог простит тебе твой грех. Искуситель наслал на тебя тревогу и смятение для того, чтобы ввергнуть тебя в отчаяние. Он убедил тебя в том, что покаяния перед Финдиа и Комгалом не было довольно ибо он желает, чтобы ты усомнился в своей вере и после смерти твоей, обрек свою душу на долгие муки в аду. Но знай, что нет греха большего, чем отчаяние. Иуда совершил свой наистрашнейший грех, то-есть предал Иисуса, поддавшись отчаянию. И, поскольку ты также поддался отчаянию, поверив словам Диавола о слишком легком покаянии, я назначаю тебе другое, более трудное, – ты должен провести пятнадцать лет на хлебе и воде для того, чтобы под тяжестью бОльшей епитимьи ты сам поверил в то, что Бог простит тебе твой грех».
Колум Килле благословил монаха и тот, силою благословения святого, никогда больше не поддавался греху отчаяния. Из этой истории нам становится ясно, что Колум Килле отражал натиск диавола не только от самого себя, но и от других людей. И еще нам становится ясно, что он, с помощью божьей, спасал людей от таких несчастий, от которых не могли их спасти никакие другие святые Западного Мира.
224
Когда Колум Килле жил на острове И, Искуситель вселил в некую женщину из его прихода великую любовь к святому, чтобы испытать не удастся ли ему через эту любовь склонить Колума Килле ко греху и таким образом сокрушить и сломить (дословно «закопать») его и одолеть его и одержать над ним победу и заставить его совершить телесный грех великий или малый. Любовь охватившая женщину была такова, что ей было легче принять смерть, чеи скрывать свою страсть от Колума Килле и вот, пожелала она во всем ему признаться и выведать у него ответит ли он на ее желание и совершит ли с ней грех. И поспешила она к Колуму Килле, чтобы расказать ему о своих сокровенных помыслах. Увидев ее, муж непорочный, не склонявшийся к искушениях (дословно «закапывавший искушения»), исполнявший во всем волю божию, стойкий в вере и милосердный ко всем людям, понял, почему женщина пришла к нему, еще прежде чем она заговорила с ним. И Колум Килле сам обратился к женщина и сказал ей так: «О женщина, задумайся о Страшном Суде, подумай о том, что из праха ты создана и в прах обратишься». И он благословил ее и, силою святого благословения, страсть ее сменилась чистой любовью к Богу и чистой и непорочной верой в Него, так что женщина эта в тот же час стала святой. И прославилось от того имя Господа и Колума Килле.