1.старые раны
2. разбойник Дувкрайдех
3. холм Ард Шенайх
4. похвала Финну
5. Аэд сын Эхаха
(старые раны)
Однажды Святой Патрик молился Богу и вот, когда он начал звонить часы, издалека, со стороны холмов Берравайла, послышался собачий лай.
«Эх,»-- вздохнул Кайльте, «голоса псов едва слышны. Не такой была охота во времена Финна сына Кумалла.
читать дальшеУмер великий Финн, умерли могучий Мак Лугах и доблестный Диармаид О Дуйвне; на востоке, в стране саксов, пал на поле брани Аэд, младший сын Финна; погибли Дув Да Конн и Дув Дитруб, сыновья короля Галеойн. Дитрувах сын Призрака, родич Финна, покинул нас—его убил Кайльте Косгар, сын короля франков. Конан Маэл сын грозного Морны и Фердоман сын Бодва давно лежат в земле.»
«Буйная молодость твоя давно отшумела,»--наставительно заметил Патрик, «и теперь тебе следует поверить в истинного Бога, создателя Небес и Земли.»
«Душа моя, святой клирик,»--горячо заговорил сын Ронана, «даю тебе слово—если бы ты хоть раз увидел фениев, ты полюбил бы их всем сердцем. Мы с тобою стали друзьями,хотя нет у меня больше ни былой доблести ни былой славы.»
И все, кто слышал эти слова премного опечалились горькой судьбе Кайльте, последнего героя Фианны.
«Друг Кайльте,»--сказал тогда Патрик. «пойди на охоту, развей свою тоску.»
«Пошел бы я на охоту,»--ответил Кайльте, «но болит моя старая рана, которую я получил в битве при Кенн Мара. В тот день Шейскенд сын Фер Дува метнул в меня боевое копье и, хотя это был послений его бросок (ибо он принял смерть от моей руки), я хвалю Короля Небес и Земли за то, что до сих пор жив.»
«Друг Кайльте,»--молвил Патрик, «скажи мне, куда попало копье?»
«В правый бок, друг Патрик, прямо под щит.»
Тогда Святой Патрик возложил свою длань на правый бок Кайльте и извлек из раны наконечник боевого копья и был этот страшный наконечник длинною в руку воина.
Тут Кайльте сказал:
Патрик, ученый друг мой,
Повремени с молитвой,
Дай послушать лай собак
В далеких холмах Берравайла.
Маэл Трена, первый ученик Патрика, взял Кайльте под руку и отвел его в спальный дом. Жестоко болела рана старого фения, после того, как Патрик извлек из нее наконечник копья.
(разбойник Дувкрайдех)
В то время в окресностях Круахана разбойничал Дувкрайдех сын Дувтнусаха. Он напал на Патрика и ограбил его. Тогда святой сказал:
Кто оружие берет
Беды на свете множит,
Но не будет в том греха,
Чтобы убить Дувкрайдеха.
И разбойник умер на месте.
(холм Ард Шенайх)
Три дня и три ночи путники провели в холмах Берравайла и пошли, затем, в долину Фангленн-на-Фейне, что в невдалеке от Круахана , и поднялись на холм Ард Шенайх.
«О Кайльте, отчего этот холм зовется Ард Шенайх?»--спросил Патрик.
«Я расскажу тебе о том,»--молвил сын Ронана.
«Был в нашей дружине славный музыкант по имени Шенах О Дайгре, на этом холме он принял смерть от внезапной болезни. Здесь мы его и похоронили, вот отчего Ард Шенах.»
Кайльте сложил такие стихи:
Мастер Шенах был суров,
Коров просил и даров,
Тридцать унций серебра
Стоила его игра.
Всякий среди нас желал,
Чтобы Шенах воспевал
Славу воинов, но он
Навевал, обычно, сон.
(похвала Финну)
«Верно ли, о друг Кайльте,»--спросил Святой Патрик, «что Финн сын Кумалла был очень богат?»
«Это верно,»--ответил Кайльте, «велико было богатство его, несмотря на то, что немало сокровищ он роздал ии раздарил музыкантам и женщинам.»
«Так значит, он дарил сокровища своим женщинам?»--заинтересовался святой.
«Конечно, дарил.»--сказал Кайльте.
Триста женщин одарил
(Клянусь в этом Богом истинным!)
Славный Финн—так велико
Было его богатство.
«Да,»--заметил Патрик, «должно быть, и честь его была велика.»
«Очень велика,»--подтвердил Кайльте, «у него ни одна женщина не оставалась без приданного, ни один слуга без жалования, ни один воин без богатой награды. Если ночью Финн давал обещание, то на следующее утро выполнял его.»
(Аэд сын Эхаха)
Недолгое время спустя, путники увидели, как бежит к ним со всех ног одинокий отрок. Этот юноша, статный и нарядный, поднялся на вершину холма и подошел к Святому Патрику.
«Кто ты, друг мой?»--спросил его святой.
«Я Аэд, сын Эхаха Летдерга, короля Южного Лайгена. Моя мать, Бейвенн дочь Куанна сына Финтана, короля Коннахта. Кроме меня, у нее нет других детей.
Как-то раз, играл я в мяч возле сида Лиамна Лендхайме, а родители мои смотрели на игру. Семь мячей забил я, опередив всех прочих юношей. И вот, когда я забил последний мяч, подошли ко мне две женщины в синих плащах и назвались они дочерьми Бодв Дерга, сына великого Дагды: Слат и Мувайн. Они взяли меня за руки, повели меня за собой и забрали меня в Бруг. Так я оказался в сиде и родня моя меня оплакала, как мертвого. Три года я жил среди сидов, наконец они мне дозволили выйти в поле перед холмом, вместе с прочими отроками. И едва оказался я в поле, как вернулась ко мне память и я понял, что все время был в плену у этих сидов. И тогда побежал я прочь от Бруга, чтобы найти тебя, о Святой Патрик.»
«Не бойся, о Аэд,»--сказал святой, «мы защитим тебя от сидов, ибо их сила не перешла на тебя.»
«Теперь нам нужно идти в Южный Лайген,»--сказал Кайльте, «и вернуть королю лайгенов его сына, а заодно посеять в этой стране семена истинной веры.»
«Где Кас Корах, сын Кайнкенна?»--спросил Патрик.
«Я здесь, о святой клирик.»--ответил арфист.
«Ты будешь заботиться о королевском сыне, пока мы не достигнем Пятины Лайгена.»