читать дальше157
Однажды Шенхан, старейший поэт и верховный мудрец Ирландии явился с огромной свитой в селение Гуайре сына Колмана, короля Коннахта. Было в его свите по девять мастеров от каждого высокого ремесла, да сто пятьдесят поэтов, да сто пятьдесят младших поэтов. Каждого мужа сопровождали две женщины, слуга и пес. Как сказал одн филид:
Три сотни стихотворцев
Три сотни стихоплетов
С женами их и слугами
Кормил в своем доме Гуайре.
В Дурлусе Гуайре выстрол для поэтов огромный гостевой дом и они прожили в нем год и четыре месяца, веселясь и пируя. Сам Шенхан, покидая дом Гуайре, сложил такие стихи:
Простимся, о славный Гуайре,
Благословляю твой дом,
Год и четыре месяца
Мы прожили здесь, о король.
За все это время никто из гостей ни в чем не испытывал нужды. Гуайре заботился о поэтах, они же осыпали его насмешками и высмеивали в стихах-- подробно об этом рассказывается в повести «Глумливые гости Гуайре». Король Коннахта выполнял все прихоти гостей, хотя это и было нелегко, но ему помогали милость Бога и чудеса добрых святых.
Так вот, Марван, свинопас Гуайе приходившийся королю родным братом, был человеком блаженным. Он явился в гостевой дом для того, чтобы рассчитаться с поэтами за все их злоречие, неправду и невежество, ибо насмешки их над Гуайре, над коннахтами и над всеми вольными племенами Ирландии премного печалили его. И проклял Марван Шенхана и его людей, и отпел их и именем всемогущего Бога повелел им не проводить двух ночей в одном и том же ирландском доме, пока они не поведают ему повесть об Угоне Быка из Куайльнге. При помощи Бога, Марван отнял у поэтов их дар, так что не могли они больше слагать хвалебные или насмешливые стихи, а для того чтобы вернуть свой дар они должны были разыскать и рассказать Марвану Повесть о Быке. Тяжело пришлось глумливым гостям Гуайре. Год провели они в поисках Повести, скитаясь по Ирландии и Альбе, но не отыскали ни единого слова. Тогда святой Кайллен, родной брат Шенхана, посоветовал последнему пойти к Колуму Килле и попросить его о помощи в изысканиях, ибо Колум Килле знал обо всем что было прежде и обо всем что будет в будущем, на земле или на небе. И Шенхан пришел к Колуму Килле и попросил его во имя Бога, а также во имя мудрости и мастерства помочь ему в поисках повести о Быке. Колуму Килле трудно было отказать просителю, если тот спрашивал его во имя Бога. Также непросто было ему отказать людям высокого ремесла-- не рождался прежде муж великодушнее Колума Килле. И вот, Колум Килле стал размышлять о том, каким образом он мог бы отыскать Повесть. Наконец, он посоветовал Шенхану пойти к могиле Фергуса сына Ройха и попросить Бога воскресить Фергуса, чтобы тот поведал повесть об Угоне Быка. Ибо при жизни Фергуса не было в мире человека, знавшего Повесть лучше него. Ведь Война за Быка между уладами и коннахтами началась по вине Фергуса и участвовал в ней от начала до конца.
Колум Килле с другими святыми Ирландии пришел к могиле Фергуса и начал поститься перед Богом ради воскрешения сына Ройха. И поднялся Фергус из могилы и предстал перед ирландцами (в оригинале игра слов fert = могила, fer nErend= людей Ирландии), мирянами и клириками. Тело Фергуса уже долго покоилось в земле-- от времен Иисуса Христа до времен Колума Килле и римского папы Григория Златоуста. В книге о глумливых гостях Гуайре рассказывается, что Фергус был столь высок, что не слышал речи людей, когда стоял в полный рост. Поэтому он лег на землю и, оперевшись на локоть, поведал Повесть об Угоне Быка всем собравшимся вокруг него, а Киаран Клуана записал его слова на шкуре Бурой Коровы. Вслед за тем Фергус вновь сошел в могилу и она закрылась за ним. Тогда гонцы из свиты Шенхана пошли за свинопасом Марваном в долину Гленн-ин-Скайл и рассказали ему о том, что Повесть найдена. Марван же ответил, что не пойдет вместе ними, пока за их слова не поручатся Колум Килле и другие святые Ирладии. Получив поручительства, он пришел к ним и поэты поведали ему Повесть о Быке. Марван повелел поэтам разойтись, чтобы каждый мудрец вернулся в родные земли, и никогда не собираться больше вместе и не ходить толпами по Ирландии, разоряя ее и сокрушая. Поэты, однако, не выполнили наказов Марвана, но продолжали буйствовать и творить неправедные дела, пока Колум Килле не заключил договор между ними и ирландским народом на великом собрании в Друйм Кете, как рассказано в Книге Собраний.
158
Однажды некий святой по имени Кайрнех Туйлен пришел в гости к другому святому по имени Кианан Даймлиах и они решили искупаться в бочке. Однако, у бочки для купания прохудилось дно. «Сие прискорбно». – молвил Кианан. «Вовсе нет,»-- возразил Кайрнех, «наполним бочку и, если будет на то воля Бога, вода не уйдет из нее». (В оригинале игра слов: dabaig = бочонка и fedaigh Dia = пожелает Бог) И они наполнили бочку и из нее не вытекло ни капли воды.
«Иди в бочку, о Кайрнех,»-- сказал Кианан.
«Пойдем вместе». – предложил Кайрнех.
Святые вместе погрузились в воду.
«Как прекрасно твое тело, о Кианан,»-- сказал Кайрнех, «я молю Бога о том, чтобы оно и после смерти твоей не умалилось и не разрушилось до самого судного дня».
Бог исполнил просьбу Кайрнеха, ибо тело Киарана лежало в могиле не разрушаясь и каждый вторник ему брили бороду и остригали ногти – так было со времен Патрика, до времен Колума Килле. Ведь это Патрик написал устав для Кианана, а Кианан написал устав для Патрика.
Как-то раз Колум Килле явился в обитель Даймлиаг Кианайн и подошел к могиле Кианана. Тогда Кианан протянул руку из могилы, навстречу гостю, в знак радости и из почтения к Колуму Килле. А Колум Килле опустил руку в гроб и коснулся тела Кианана из любви и почтения к нему. Так стали они добрыми друзьями на небе и на земле, отныне и впредь.
С того времени Кианан больше не дозволял мирянам возлагать руки на его тело и он делал так из любви и почтения к Колуму Килле. Это подтверждает некий святой человек по имени Адомнан, который пришел однажды к могиле Кианана и открыл гроб, ибо желал коснуться его тела или хотя бы взглянуть на него. Адомнан тотчас же ослеп и был вынужден поститься против Бога и против Кианана для того, чтобы вернуть себе зрение. С тех пор люди боялись открывать гроб святого.
Из этой истории следует, что святые и миряне любили и чтили Колума Килле не только при жизни своей, но и после своей смерти.
159
Вот по каким причинам следует оказывать Колуму Килле великий почет по вторникам, а не по другим дням (как пишет некий святой человек по имени Мура) : во-вторник Колум Килле заговорил из материнской утробы, когда оказал привет некоему святому по имени Фергна.
Во-вторник он был рожден.
Во-вторник он сделал свой первый шаг.
Во-вторник ангелы нарекли его именем Колум Килле, ибо при крещении его назвали Кримтанн.
Во-вторник он, встретившись с Монганом у скалы Каррайг Эолайрг, показал ему Небеса Господни, после чего Монган уверовал в Бога и в Колума Килле.
Во-вторник молился он на холме, к юго-востоку от горы Тулах Дувглайше (на которой был он крещен). Колум Килле поднял этот холм и с того времени он зовется Кнок-на-Суйде. Сон сморил святого и, пока он спал, земля под ним стала подниматься. Великий ужас охватил его спутников, святых клириков и они поспешно разбудили его (после чего гора перестала расти). Потом клирики говорили, что если бы они не разбудили Колума Килле так быстро, то гора взилась бы в воздух.
Во-вторник он победил в сражении при Кул Древне.
И еще: каждый вторник поднимался он на Небеса и беседовал с ангелами. В подтверждение сего Мура сложил такие стихи:
Во-вторник заговорил он--
Благая веть-- до рождения.
Добрый привет оказал
Фергне, принцу из Кашела.
Во-вторник родился на свет
Колум Килле в Гартнане ангельском
Как предсказал щедрый Патрик
Бригите пред уходом на небо.
Во-вторник крещен милый Колум
На вершине Тулах Дувглайше
В то время его называли
Светлым именем Кримтанн.
Во-вторник свершил первый шаг
--Вот веселая весть,--
Крещенный во-вторник он
Был во всем превосходен.
Во-вторник вел он беседу
С ангелами господними
Они же назвали Кримтанна
Именем Колум Килле.
Во-вторник он встретился с Монганом
У скалы Каррайг Эолайрг.
Беседовал Колум Килле
С гостем из Волшебной Страны.
Во-вторник поднялся холм
Под Колумом безупречным
На этом дивном холме
Сидел великий святой.
Во-вторник он выиграл битву
В Кул Древне счастливых встреч
И сложил Защитную Лорику--
Так пожелал Господь.
Поэт Даллан Форгайл говорит:
Каждый вторник ходил Колум Килле
К дому Владыки Небес,
Просветленным он возвращался
От пресветлого Господа.
Сам Колум Килле подтверждает это в таких стихах:
Вот я, Колум Килле
Без гнева и громкой славы
Хожу каждый вторник во плоти
На светлые небеса.
Однажды Шенхан, старейший поэт и верховный мудрец Ирландии явился с огромной свитой в селение Гуайре сына Колмана, короля Коннахта. Было в его свите по девять мастеров от каждого высокого ремесла, да сто пятьдесят поэтов, да сто пятьдесят младших поэтов. Каждого мужа сопровождали две женщины, слуга и пес. Как сказал одн филид:
Три сотни стихотворцев
Три сотни стихоплетов
С женами их и слугами
Кормил в своем доме Гуайре.
В Дурлусе Гуайре выстрол для поэтов огромный гостевой дом и они прожили в нем год и четыре месяца, веселясь и пируя. Сам Шенхан, покидая дом Гуайре, сложил такие стихи:
Простимся, о славный Гуайре,
Благословляю твой дом,
Год и четыре месяца
Мы прожили здесь, о король.
За все это время никто из гостей ни в чем не испытывал нужды. Гуайре заботился о поэтах, они же осыпали его насмешками и высмеивали в стихах-- подробно об этом рассказывается в повести «Глумливые гости Гуайре». Король Коннахта выполнял все прихоти гостей, хотя это и было нелегко, но ему помогали милость Бога и чудеса добрых святых.
Так вот, Марван, свинопас Гуайе приходившийся королю родным братом, был человеком блаженным. Он явился в гостевой дом для того, чтобы рассчитаться с поэтами за все их злоречие, неправду и невежество, ибо насмешки их над Гуайре, над коннахтами и над всеми вольными племенами Ирландии премного печалили его. И проклял Марван Шенхана и его людей, и отпел их и именем всемогущего Бога повелел им не проводить двух ночей в одном и том же ирландском доме, пока они не поведают ему повесть об Угоне Быка из Куайльнге. При помощи Бога, Марван отнял у поэтов их дар, так что не могли они больше слагать хвалебные или насмешливые стихи, а для того чтобы вернуть свой дар они должны были разыскать и рассказать Марвану Повесть о Быке. Тяжело пришлось глумливым гостям Гуайре. Год провели они в поисках Повести, скитаясь по Ирландии и Альбе, но не отыскали ни единого слова. Тогда святой Кайллен, родной брат Шенхана, посоветовал последнему пойти к Колуму Килле и попросить его о помощи в изысканиях, ибо Колум Килле знал обо всем что было прежде и обо всем что будет в будущем, на земле или на небе. И Шенхан пришел к Колуму Килле и попросил его во имя Бога, а также во имя мудрости и мастерства помочь ему в поисках повести о Быке. Колуму Килле трудно было отказать просителю, если тот спрашивал его во имя Бога. Также непросто было ему отказать людям высокого ремесла-- не рождался прежде муж великодушнее Колума Килле. И вот, Колум Килле стал размышлять о том, каким образом он мог бы отыскать Повесть. Наконец, он посоветовал Шенхану пойти к могиле Фергуса сына Ройха и попросить Бога воскресить Фергуса, чтобы тот поведал повесть об Угоне Быка. Ибо при жизни Фергуса не было в мире человека, знавшего Повесть лучше него. Ведь Война за Быка между уладами и коннахтами началась по вине Фергуса и участвовал в ней от начала до конца.
Колум Килле с другими святыми Ирландии пришел к могиле Фергуса и начал поститься перед Богом ради воскрешения сына Ройха. И поднялся Фергус из могилы и предстал перед ирландцами (в оригинале игра слов fert = могила, fer nErend= людей Ирландии), мирянами и клириками. Тело Фергуса уже долго покоилось в земле-- от времен Иисуса Христа до времен Колума Килле и римского папы Григория Златоуста. В книге о глумливых гостях Гуайре рассказывается, что Фергус был столь высок, что не слышал речи людей, когда стоял в полный рост. Поэтому он лег на землю и, оперевшись на локоть, поведал Повесть об Угоне Быка всем собравшимся вокруг него, а Киаран Клуана записал его слова на шкуре Бурой Коровы. Вслед за тем Фергус вновь сошел в могилу и она закрылась за ним. Тогда гонцы из свиты Шенхана пошли за свинопасом Марваном в долину Гленн-ин-Скайл и рассказали ему о том, что Повесть найдена. Марван же ответил, что не пойдет вместе ними, пока за их слова не поручатся Колум Килле и другие святые Ирладии. Получив поручительства, он пришел к ним и поэты поведали ему Повесть о Быке. Марван повелел поэтам разойтись, чтобы каждый мудрец вернулся в родные земли, и никогда не собираться больше вместе и не ходить толпами по Ирландии, разоряя ее и сокрушая. Поэты, однако, не выполнили наказов Марвана, но продолжали буйствовать и творить неправедные дела, пока Колум Килле не заключил договор между ними и ирландским народом на великом собрании в Друйм Кете, как рассказано в Книге Собраний.
158
Однажды некий святой по имени Кайрнех Туйлен пришел в гости к другому святому по имени Кианан Даймлиах и они решили искупаться в бочке. Однако, у бочки для купания прохудилось дно. «Сие прискорбно». – молвил Кианан. «Вовсе нет,»-- возразил Кайрнех, «наполним бочку и, если будет на то воля Бога, вода не уйдет из нее». (В оригинале игра слов: dabaig = бочонка и fedaigh Dia = пожелает Бог) И они наполнили бочку и из нее не вытекло ни капли воды.
«Иди в бочку, о Кайрнех,»-- сказал Кианан.
«Пойдем вместе». – предложил Кайрнех.
Святые вместе погрузились в воду.
«Как прекрасно твое тело, о Кианан,»-- сказал Кайрнех, «я молю Бога о том, чтобы оно и после смерти твоей не умалилось и не разрушилось до самого судного дня».
Бог исполнил просьбу Кайрнеха, ибо тело Киарана лежало в могиле не разрушаясь и каждый вторник ему брили бороду и остригали ногти – так было со времен Патрика, до времен Колума Килле. Ведь это Патрик написал устав для Кианана, а Кианан написал устав для Патрика.
Как-то раз Колум Килле явился в обитель Даймлиаг Кианайн и подошел к могиле Кианана. Тогда Кианан протянул руку из могилы, навстречу гостю, в знак радости и из почтения к Колуму Килле. А Колум Килле опустил руку в гроб и коснулся тела Кианана из любви и почтения к нему. Так стали они добрыми друзьями на небе и на земле, отныне и впредь.
С того времени Кианан больше не дозволял мирянам возлагать руки на его тело и он делал так из любви и почтения к Колуму Килле. Это подтверждает некий святой человек по имени Адомнан, который пришел однажды к могиле Кианана и открыл гроб, ибо желал коснуться его тела или хотя бы взглянуть на него. Адомнан тотчас же ослеп и был вынужден поститься против Бога и против Кианана для того, чтобы вернуть себе зрение. С тех пор люди боялись открывать гроб святого.
Из этой истории следует, что святые и миряне любили и чтили Колума Килле не только при жизни своей, но и после своей смерти.
159
Вот по каким причинам следует оказывать Колуму Килле великий почет по вторникам, а не по другим дням (как пишет некий святой человек по имени Мура) : во-вторник Колум Килле заговорил из материнской утробы, когда оказал привет некоему святому по имени Фергна.
Во-вторник он был рожден.
Во-вторник он сделал свой первый шаг.
Во-вторник ангелы нарекли его именем Колум Килле, ибо при крещении его назвали Кримтанн.
Во-вторник он, встретившись с Монганом у скалы Каррайг Эолайрг, показал ему Небеса Господни, после чего Монган уверовал в Бога и в Колума Килле.
Во-вторник молился он на холме, к юго-востоку от горы Тулах Дувглайше (на которой был он крещен). Колум Килле поднял этот холм и с того времени он зовется Кнок-на-Суйде. Сон сморил святого и, пока он спал, земля под ним стала подниматься. Великий ужас охватил его спутников, святых клириков и они поспешно разбудили его (после чего гора перестала расти). Потом клирики говорили, что если бы они не разбудили Колума Килле так быстро, то гора взилась бы в воздух.
Во-вторник он победил в сражении при Кул Древне.
И еще: каждый вторник поднимался он на Небеса и беседовал с ангелами. В подтверждение сего Мура сложил такие стихи:
Во-вторник заговорил он--
Благая веть-- до рождения.
Добрый привет оказал
Фергне, принцу из Кашела.
Во-вторник родился на свет
Колум Килле в Гартнане ангельском
Как предсказал щедрый Патрик
Бригите пред уходом на небо.
Во-вторник крещен милый Колум
На вершине Тулах Дувглайше
В то время его называли
Светлым именем Кримтанн.
Во-вторник свершил первый шаг
--Вот веселая весть,--
Крещенный во-вторник он
Был во всем превосходен.
Во-вторник вел он беседу
С ангелами господними
Они же назвали Кримтанна
Именем Колум Килле.
Во-вторник он встретился с Монганом
У скалы Каррайг Эолайрг.
Беседовал Колум Килле
С гостем из Волшебной Страны.
Во-вторник поднялся холм
Под Колумом безупречным
На этом дивном холме
Сидел великий святой.
Во-вторник он выиграл битву
В Кул Древне счастливых встреч
И сложил Защитную Лорику--
Так пожелал Господь.
Поэт Даллан Форгайл говорит:
Каждый вторник ходил Колум Килле
К дому Владыки Небес,
Просветленным он возвращался
От пресветлого Господа.
Сам Колум Килле подтверждает это в таких стихах:
Вот я, Колум Килле
Без гнева и громкой славы
Хожу каждый вторник во плоти
На светлые небеса.