Однажды Колум Килле вынужден был остановиться у св. Молайше с острова Дайм. Молайше обычно гневался на Колума Килле. Он отвел гостя в спальный дом (а было время поста) и подал ему на ужин свиное сало. Если бы Колум Килле поел свинины, то Молайше обвинил бы его в нарушении поста и затеял бы ссору. А если бы Колум Килле не принял такую пищу, то его обвинили бы в отказе от угощения. Из великой злости, отправил Молайше свиное сало для Колуму Килле и тот съел маленький кусочек. А у самого Молайше были на ужин куриные яйца и хлеб. Ангел поведал об этом Колуму Килле и так прошла ночь.

Наутро следующего дня Колум Килле и Молайше вместе пошли в церковь, чтобы молиться и служить мессу. И спросил Молайше у Колума Килле, почему тот ел свиное сало во время поста.
«Без всякой радости принял я твое угощение,»-- ответил Колум Килле, «и отведал его с великим стыдом. Думал я, что не нашлось в твоем доме другой еды, если прислал ты мне то, что прислал. Однако, давай возложим на алтарь куриные яйца, и сало подобное тому, которым отужинал я вчера и я помолюсь Богу, дабы открыл он, кто из нас сильнее нарушил пост.»
Так и было сделано. И когда Колум Килле закончил молиться, из одного куриного яйца вылупился петушок и закукарекал, а свиное сало на глазах у всех превратилось в желуди. Вот так Бог осудил Молайше и избавил Колума Килле от его гнева.

Путешествия ирландских святых между Масличной Горой на которой остановился Патрик со всеми ирландцами и Сионом (на котором находится Иисус Христос) в день Страшного Суда напоминают путешествия друидов между военными лагерями двух изготовившихся к бою королей или вождей в светских "героических" сагах. Речи Патрика и Иисуса во многом похожи на речи "светских королей", которые готовы вступить в сражение, если их дипломаты не сумеют заключить мир.
Интересно, что именно бывшему друиду, кажется, удается примирить Патрика с Христом, после того как потерпели неудачу лучшие из святых.

По правилам старинной ирландской стилистики текст закрывается красивым замкОм (начинается и завершается с ударом колокола).


читать дальше

19:32

Вот что случилось с Колумом Килле в Ард Махе. Однажды он совершал службу и молился, обходя крест и надгробие Святого Патрика. И вдруг появились перед ним мертвецы обнаженные, вернее одетые в одни только рубища (bruith roíndigh). Ужас охватил тогда Святого Баэтана, спутника Колума Килле, и взроптал он на Патрика за то что позволяет он появляться таким видениям в селении своем.
Но разгневался Колум Килле на Баэтана и сказал ему: «О Баэтан, если бы ты знал, что Святой Патрик в день Страшного Суда сойдет в огонь ради спасения ирландцев, ты бы не роптал на него!»
«Скажи мне, о Колум Килле,»-- молвил Баэтан, «что за видение явилось нам?»
«Глаголю,»-- ответил Колум Килле, «мы увидели добрых спутников Патрика. Святость их была так велика, что тела их не пострадали (от времени). Миряне за грехи свои, не могут их увидеть.»
(с) 120

12:25

Селением Дойре владел в то время Аэд сын Айнмире. Он передал его Колуму Килле (…) Колум Килле получил Дойре от Аэда и поджег селение, чтобы истребить в нем все труды мирян и полностью вверить его Богу и самому себе.
«Вот дело неразумное,»-- сказал на это Аэд, « если бы селение не сгорело, никто бы не испытывал недостатка ни в пище ни в одежде. Теперь же я боюсь, что будет у вас нужда и в том и в другом.» Так сказал Аэд, но Колум Килле возразил ему: «Каждый человек живущий здесь, возьмет свою долю от Бога.»
(77)

11:05

23:17

… есть в океане ужасное чудовище именуемое Рокуайд. Если изблюет (sgeithes) оно, обратившись к берегу, значит, в тот же год придут во все страны болезни и голод. Если изблюет оно вверх, значит в этом году придет великая буря и погибнет много птиц. Если же изблюет оно вниз, в волны океана, то погибнет множество рыб и зверей морских.
(78)

00:11

69
Acus ar crichnugad an aifrind d´Findhen les an fin sin do fiarfaid dá lucht fritolma ca fuaratar an fin romaith sin?

...cor morad ainm De ocus C.C. de sin

75
Agus do sgail an sgol o ceili iarsin

ocus fuair se sin o Dhia oir ni dechaid si tairis ocus tanuic si conuice e.

19:08

58

На озере Лох-мик-Киавайн что в Гартнане есть остров а на острове стоит камень у которого любил играть Колум Килле, когда был ребенком. С того времени, если другие дети придут на этот остров, то станут бесплодными и не породят потомства в память о чистоте и целомурии Колума Килле. Камень же в наши дни зовется Лек-на-Генмнайдехта (Камень Целомудрия).
(с)

12:37

11:01

62

Однажды юный Колум Килле и его учитель Круйтнехан шли с панихиды -- некий человек из их прихода недавно умер и вот они, отслужив всенощную, без провожатых возвращались домой. И вышло так, что наставник Колума Килле, то есть Круйтнехан, споткнулся на дороге, упал и тотчас же принял смерть. И понял Колум Килле, что его наставник усоп и прикрыл его плащом и начал читать молитвы.
Голос Колума Килле донесся до общины черных монахинь, которая находилась в полутора милях от него ибо для Колума Килле было в обычае молиться громко. Как сказал поэт:

Всякому слух услаждал
Голос Колума Килле
Был он слышен нередко
За пять тысяч шагов.

В той общине жили три дочери Круйтнехана. Пришли они к Колуму Килле, на звук его голоса и увидели, что клирик приходившийся им родным отцом, а Колуму Килле воспитателем лежит на дороге мертвым. И вот монахини, которым уже была известна святость отрока, попросили его воскресить их отца. И Колум Килле обратился к Круйтнехану и вернул его к жизни. И воскрес Круйтнехан по слову Колума Килле и поднялся на ноги, будто пробудился от сна. И когда понял Колум Килле, что Бог почтил его милостью своей и оживил его наставника, то возблагодарил Господа.

«И вот к Эйтне подступили роды и она ушла в глухое ущелье и села невдалеке от ручья. И когда она сидела там, у нее пошла кровь, как это бывает при родах. Кровь попала на землю и из нее сделалась глина, очень мягкая и светлая. Если человек поест этой глины или возьмет ее с собой, то не сгорит он и не утонет и его нельзя будет убить с одного удара ни днем ни ночью, а когда он будет умирать, то рядом обязательно окажется священник. Если же глины поест женщина в родовых муках, ей сразу же станет легче. Всякий кто положит эту глину на язык сразу же излечится от лихорадки и никогда больше не почувствует вкус горечи во рту. (...) Глину можно отыскать, если окропить это место святой водой и благословить его.
Из этого места Эйтне перешла в другое, где и родила Колума Килле. Шел пятьсот двадцатый год от Рождества Христова. Колум Килле был рожден в Гартнане, что в земле Кенел Конайл, в седьмой день срединного зимнего месяца, место в котором он родился зовется Рат Кро. Эйтне рожала на плоском камне о котором мы расскаывали выше. Когда мальчик появился на свет, он лег на камень (раскинув руки) наподобие креста. И плоский камень поддался под Колумом Килле и в нем доныне остается углубление-- крестообразная фигура. Камень с крестом сохранился до наших дней и лежит на том же самом месте и творятся там дивные чудеса. Еще мать Колума Килле родила в тот день круглый камень кроваво-красного цвета. Он так и зовется «Красный Камень». Этот камень также находится в Гартнане и совершает дивные чудеса.»
(с) Манус О Доннелл «Житие Колума Килле», глава 52.

13:16

1.Intí do-leig de ar son De gan cheim bud airde inna abdaine manach n-dub do beith aighe ´san egluis ocus cliara Erend ...

22. Acus ni fuil fuil is anuaisli ina fuil rigruide Erenn

26. do-bendaig se an baile sin ocus do b´ail leis dul arna marach do bhendugad na coda eili do Cenel Conail. Acus do-cuaid ina carbad go-nuice an sruth re n-abarthor an Dael ocus ar n-dul go h-ór an atha dó, do-bris feirsde an charbaid...

12:54

Cread a thig friot, a bheanfhlaith?

Mían do-rala dam, muna bh-fhagthar dham é ní bím um bheathaid.


Ni h-aein mhian sin acht greas do mhianaib inganta nach urusa d´fhagail

23:34

У Треллиса была еще одна любопытная привычка, касающаяся его чтения. Считая все цвета, кроме зеленого, символом зла, он ограничил круг своего чтения исключительно книгами в зеленых обложках. Несмотря на то что Треллис был человеком энциклопедических знаний и высокой культуры, прихоть эта стала причиной серьезных пробелов в его эрудиции. Так, например, Библия была ему незнакома, и многие знания о великих религиозных таинствах и о происхождении человека он получал, общаясь с прислугой или собутыльниками, отчего они оказывались весьма несовершенными и до смешного искаженными. Именно по этой причине его широко известная работа «Свидетельства христианской религии» содержит семена серьезной ереси. Когда кто-либо из приятелей советовал ему прочесть ту или иную достойную внимания книгу, недавно появившуюся на прилавках, он интересовался в первую очередь тем, какого у нее цвета переплет, и, узнав, что он не зеленый, Треллис проклинал книгу (даже не удосужившись заглянуть в нее) как дело рук Сатаны – к великому, надо сказать, удивлению своего приятеля. Долгое время Треллис испытывал затруднения, стараясь приобрести достаточное количество книг, которые могли бы удовлетворить его энергичный и пытливый ум, так как лондонские издатели не благоволили зеленому цвету, исключая тех, кто специализировался на выпуске учебников, руководств по выпиливанию лобзиком, кулинарных справочников и сборников анекдотов. Дублинские же издатели считали зеленый цвет вполне подходящим для многочисленных сочинений по истории Ирландии и ирландских древностей, и поэтому неудивительно, что вскоре к Треллису стали относиться как к авторитету в данных областях, и зачастую за консультациями к нему обращались лица, занятые исследовательской работой, включая членов закрытых религиозных орденов. (с) Флэнн О Брайен "О водоплавающих"

23:28

Продолжение саги "Приключения Кормака в Обетованной Стране"
mifolog.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st028.sh...

"Казино всегда выигрывает." Кормак председательствующий на суде извлекает из него наибольшую выгоду получив и меч и выкуп в 14 кумалов.

Сохт, несмотря на то что он живет в Темре как заложник, ходит вооруженным. У него есть свита или, по меньшей мере, какие-то слуги.

читать дальше

Тесло Мохты, жребий Шенхи, сосуд Бадурна, Три Темных Камня, Котел Правды, Древний Жребий Сина, Железо Лухты, Ожидание у Алтаря:

читать дальше

читать дальше

читать дальше

читать дальше

Может быть "история Одрана" попала в середину рассказа о Кормаке, Эйтне и Бухете не случайно. Это часть композиции: своенравный человек, но щедрый правитель Кормак противопоставляется добродушному старику и беспомощному королю Кахайру из Лагена. Кормак одаривает новыми землями буйного Одрана и спокойно выносит его оскорбления, в то время как Кахайр не может спасти от разорения Бухета, первого гостеприимца Ирландии.

Интересно, что если верить хронологии AFM Эйтне Широкобедрая, дочь Кахайра Великого могла быть женой только самого Конна Сто Битв а не его внука! Кахайр Великий по Анналам Четырех Мастеров был верховным королем в 120-122 годах,Конн Сто Битв в 123-157 гг. , Кормак сын Арта в 227-267 гг. Последний был женат на Эйтне Мудрой. Второй (неофициальной) его женой была Киарнат дочь короля Круитни.
Братья Эйтне не названные в тексте поименно это Рос Руадбуйлех, Фиаха Байкедо, Кримтан Кетгуйнех, Дайре Требанда (он же Дайре Баррах?), Лоскан Аи, Эохайд Айрегда и Бресал Энехгласс.