читать дальшеВысокий благородный король, Кормак внук Конна взял власть над Ирландией. При нем страна полнилась всевозможным добром. Всюду были справедливость, согласие и изобилие, мир радость и раздолье. Не случалось ни разбоя ни распри и каждый человек занимал место подобающее ему.
Однажды знатные мужи Ирландии пришли в Темру на пир и собрались вокруг Кормака. Вот имена королей, собравшихся на этом пиру: Фергус Чернозубый и Эохайд Гуннат, два короля Улада; Дунланг сын Энны Ниада король Лагена; Кормак Кас сын Айлилля Олома и Фиаха Муйлетан сын Эогана, два короля Мувана; Ниа Мор сын Лугайда Фиртри, то есть родной брат Кормака и Аэд сын Эохайда сына Коналла, два короля Коннахта; Энгус Кровавое Копье король Бреги; Ферадах сын Асала сына Кундфенеда король Миде.
В те времена каждый правитель приходивший на собрания и ярмарки ирландцев был облачен в королевский наряд и носил на голове золотой шлем, поскольку еще не было ни венцов ни корон, а только ратные шлемы. Прекрасен был Кормак на этом великом пиру, не появлялось на праздниках мужей сравнимых с ним красотой, кроме Конайре сына Этерскела , Конхобара сына Катбада и Энгуса сына Великого Дагды. Всех превосходил Кормак обликом и статью. Длинные пряди его золотых волос были заплетены в косы. Алый щит украшеный золотыми зверями, небольшой, с серебряным ободом держал он в левой руке, а на плечи короля наброшен был пурпурный плащ ниспадающий до земли, скрепленный золотой фибулой. Шею короля украшала золотая гривна. Под плащом была туника с белым капюшоном, покрытая алой вышивкой. Обувью ему служили туфли с золотыми подошвами и золочеными застежками. В правой руке король держал два копья, богато и разнообразно украшенные, с золотыми кольцами и с остриями из бронзы. Таков был облик Кормака, безупречный и бесподобный. Алые уста его ты сравнил бы с двумя полосами парфянской кожи. Тело его, прекрасно сложенное, было светлее свежего снега, а щеки румяны словно цветы наперстянки или ягоды лесной земляники. Синие глаза его были как два василька, брови и ресницы-- словно из серой стали. Вот так Кормак, прекрасный обликом и статью пришел на собрание благородных мужей Ирландии, а собрание это было достойнейшим из всех что устраивались в Ирландии до принятия христианской веры, говорили даже, что правила и порядки, принятые на нем, сохранятся в Ирландии до конца времен. Знатные мужи Ирландии установили законы и распределили права между королями и мудрецами, богачами и шутами, наемными воинами и всеми прочими людьми и были уверены в том, что эти законы будут служить жителям Фодлы отныне и впредь. Ибо, в прежние собрания правом суда обладали одни только поэты, и продолжалось это с того времени как Амарген Глунгел, первый поэт и судья Ирландии вел переговоры с двумя старейшинами из Эмайн Махи, то есть с Феркертне-поэтом и Нейдом сынам Аэда о должности первого мудреца. Никто не понимал их ясно, ибо речи поэтов были темны, так же как и решения которые они выносили. «Эти ученые мужи обладают мудростью и знаниями,»-- говорили о них короли, «однако, мы не понимаем их речей.»
„Добро,»-- отвечал им Конхобар, «отныне пусть каждый возьмет себе долю (судебной власти), чтобы приговоры (поэтов), которые не подходят ни для кого другого кроме них (самих) не вредили другим (людям).»
Тогда право выносить судебный приговор ушло от поэтов и все мужи Ирландии творили суд по-своему. Так появились законы Эохайда сына Лухта, законы Фахтны сына Шенхада, неправые законы Карадниада, законы Моранда сына Майне, законы Эогана сына Дуртахта, законы Доэта Немте, законы Бриге Амба и законы Дианкехта от лекарей. И хотя все знатные люди Ирландии обладали почетными привилегиями соответственно законам Брета Немед, когда начиналось большое (общее) собрание, люди одних даров вмешивались в дела других даров и при этом каждый поступал так, как привык по своему закону. Тогда ирландская знать собралась в доме Тиг Мидкуарта и попросила Кормака привести все законы в порядок. И Кормак принял решение.
Был в Темре котел в пять охватов, который звался также «котел соискания». Его ставили на огонь и варили в нем в него свинину, и говядину и пели над ним заклинания поэтов, правителей и друидов. Такой котел имелся тогда в каждом королевском доме и в каждом бруйдене. «Котлом соискания» назывался он потому, что каждый из гостей отыскивал в нем пищу подходящую ему. Таким образом, пока в нем была пища, люди каждого дара, собравшиеся вокруг этого котла были довольны и не затевали раздоров. Варево из котла питало всех людей и каждый при этом получал должную долю. Таков был котел из дома Кормака в Темре. Вот и на этот раз каждый подходил к котлу, опускал в него вилку и съедал кусок мяса, в который он попадал. И получалось так, что ляжки доставались королям и поэтам, ребра ученым мудрецам, голени молодым правителям, головы колесничим, оковалки королевам и каждый из собравшихся на пиру получил достойную долю. Всего же было двенадцать сокровищ, при помощи которых можно было испытать правду и отделить ее от лжи. Вот эти сокровища: Обруч Моранда, Тесло Мохты, жребий Шенхи, Блюдо Бадурна, Три Темных Камня, Котел Правды, Древний Жребий Сина сына Айге, Вертел Лухты, Ожидание у Алтаря (?), Кубок Кормака.
Однажды знатные мужи Ирландии пришли в Темру на пир и собрались вокруг Кормака. Вот имена королей, собравшихся на этом пиру: Фергус Чернозубый и Эохайд Гуннат, два короля Улада; Дунланг сын Энны Ниада король Лагена; Кормак Кас сын Айлилля Олома и Фиаха Муйлетан сын Эогана, два короля Мувана; Ниа Мор сын Лугайда Фиртри, то есть родной брат Кормака и Аэд сын Эохайда сына Коналла, два короля Коннахта; Энгус Кровавое Копье король Бреги; Ферадах сын Асала сына Кундфенеда король Миде.
В те времена каждый правитель приходивший на собрания и ярмарки ирландцев был облачен в королевский наряд и носил на голове золотой шлем, поскольку еще не было ни венцов ни корон, а только ратные шлемы. Прекрасен был Кормак на этом великом пиру, не появлялось на праздниках мужей сравнимых с ним красотой, кроме Конайре сына Этерскела , Конхобара сына Катбада и Энгуса сына Великого Дагды. Всех превосходил Кормак обликом и статью. Длинные пряди его золотых волос были заплетены в косы. Алый щит украшеный золотыми зверями, небольшой, с серебряным ободом держал он в левой руке, а на плечи короля наброшен был пурпурный плащ ниспадающий до земли, скрепленный золотой фибулой. Шею короля украшала золотая гривна. Под плащом была туника с белым капюшоном, покрытая алой вышивкой. Обувью ему служили туфли с золотыми подошвами и золочеными застежками. В правой руке король держал два копья, богато и разнообразно украшенные, с золотыми кольцами и с остриями из бронзы. Таков был облик Кормака, безупречный и бесподобный. Алые уста его ты сравнил бы с двумя полосами парфянской кожи. Тело его, прекрасно сложенное, было светлее свежего снега, а щеки румяны словно цветы наперстянки или ягоды лесной земляники. Синие глаза его были как два василька, брови и ресницы-- словно из серой стали. Вот так Кормак, прекрасный обликом и статью пришел на собрание благородных мужей Ирландии, а собрание это было достойнейшим из всех что устраивались в Ирландии до принятия христианской веры, говорили даже, что правила и порядки, принятые на нем, сохранятся в Ирландии до конца времен. Знатные мужи Ирландии установили законы и распределили права между королями и мудрецами, богачами и шутами, наемными воинами и всеми прочими людьми и были уверены в том, что эти законы будут служить жителям Фодлы отныне и впредь. Ибо, в прежние собрания правом суда обладали одни только поэты, и продолжалось это с того времени как Амарген Глунгел, первый поэт и судья Ирландии вел переговоры с двумя старейшинами из Эмайн Махи, то есть с Феркертне-поэтом и Нейдом сынам Аэда о должности первого мудреца. Никто не понимал их ясно, ибо речи поэтов были темны, так же как и решения которые они выносили. «Эти ученые мужи обладают мудростью и знаниями,»-- говорили о них короли, «однако, мы не понимаем их речей.»
„Добро,»-- отвечал им Конхобар, «отныне пусть каждый возьмет себе долю (судебной власти), чтобы приговоры (поэтов), которые не подходят ни для кого другого кроме них (самих) не вредили другим (людям).»
Тогда право выносить судебный приговор ушло от поэтов и все мужи Ирландии творили суд по-своему. Так появились законы Эохайда сына Лухта, законы Фахтны сына Шенхада, неправые законы Карадниада, законы Моранда сына Майне, законы Эогана сына Дуртахта, законы Доэта Немте, законы Бриге Амба и законы Дианкехта от лекарей. И хотя все знатные люди Ирландии обладали почетными привилегиями соответственно законам Брета Немед, когда начиналось большое (общее) собрание, люди одних даров вмешивались в дела других даров и при этом каждый поступал так, как привык по своему закону. Тогда ирландская знать собралась в доме Тиг Мидкуарта и попросила Кормака привести все законы в порядок. И Кормак принял решение.
Был в Темре котел в пять охватов, который звался также «котел соискания». Его ставили на огонь и варили в нем в него свинину, и говядину и пели над ним заклинания поэтов, правителей и друидов. Такой котел имелся тогда в каждом королевском доме и в каждом бруйдене. «Котлом соискания» назывался он потому, что каждый из гостей отыскивал в нем пищу подходящую ему. Таким образом, пока в нем была пища, люди каждого дара, собравшиеся вокруг этого котла были довольны и не затевали раздоров. Варево из котла питало всех людей и каждый при этом получал должную долю. Таков был котел из дома Кормака в Темре. Вот и на этот раз каждый подходил к котлу, опускал в него вилку и съедал кусок мяса, в который он попадал. И получалось так, что ляжки доставались королям и поэтам, ребра ученым мудрецам, голени молодым правителям, головы колесничим, оковалки королевам и каждый из собравшихся на пиру получил достойную долю. Всего же было двенадцать сокровищ, при помощи которых можно было испытать правду и отделить ее от лжи. Вот эти сокровища: Обруч Моранда, Тесло Мохты, жребий Шенхи, Блюдо Бадурна, Три Темных Камня, Котел Правды, Древний Жребий Сина сына Айге, Вертел Лухты, Ожидание у Алтаря (?), Кубок Кормака.