читать дальше76
Как-то раз Колум Килле пришел в церковь Клуайн Фода, что в землях Фир Биле в Миде, для того чтобы некий святой епископ возвел его в сан священника. Когда Колум Килле достиг этого селения, то спросил (у тамошних жителей) где епископ. «Он работает в поле,»-- ответили жители, «сам пашет и сам ходит за плугом». Колум Килле отправился на поиски епископа и застал его за пахотой в поле.
«Не подобает тебе,»-- сказали Колуму Килле его спутники, «принимать священнический сан от этого человека, ибо он не епископ, а простой пахарь». Колум Килле ответил: «Не судите о человеке по его внешнему виду, пока не узнаете о скрытых достоинствах дарованных ему Богом».
И он заговорил с епископом и сказал о том, что собирается принять от него сан священника. Епископ же ничего не ответил Колуму Килле и даже не прервал своего труда.
«Отделите орало от лемеха,»-- приказал своим спутникам Колум Килле, «пусть остановится упряжь, быть может тогда епископ ответит нам.»
И хотя Колум Килле приказал своим людям причинить вред епископу, на самом деле он не хотел вредить ему, а желал лишь, чтобы его спутники узнали то, что уже знал он сам: Колум Килле ждал, что епископ совершит чудо, которое развеет все сомнения его спутников. Святой понимал, что Бог не оставит его в милости своей и он помолился Богу, чтобы Господь избавил епископа от позора-- ведь Богу пришлось бы не по нраву, если бы при его любимом слуге, коего избрал он еще в утробе матери, люди наносили бы оскорбления другим воинам божьим. И Бог захотел явить чудо.
Орало отделили от лемеха, но епископ продолжал идти за плугом как прежде.
«Выпрягите лошадей».-- приказал своим людям Колум Килле и они сделали так, как он велел. Тогда епископ позвал к себе из леса диких оленей и запряг их вместо коней и олени стали служить ему, как рабочие кони. Епископ продолжал свой труд и прекратил его не раньше чем в другие дни. Затем он распряг оленей и отпустил их обратно в лес, после чего, обернувшись к Колуму Килле оказал ему добрый привет. Хотя этот епископ и был добрым христианином, Бог явил все эти великие чудеса услышав молитву Колума Килле. Епископ же обещал Колуму Килле, что возведет его в священнический сан наутро нового дня.
«Если бы ты рукоположил меня сегодня,»-- молвил в ответ святой, «то я стал бы архиепископом Ирландии и Альбы. Если же я приму священнический сан завтра, то не поднимусь выше аббата или святого епископа. Бог отомстит тебе за то, что ты промедлил и не рукоположил меня сей же час: отныне и впредь никто не придет к тебе в церковь, чтобы принять от тебя сан священника. Мне же, – сказал Колум Килле, – будет добро, от того, что я никогда не получу высокого сана, ибо нет для меня награды больше и милости выше, чем пребывать в святости».
Все о чем говорил Колум Килле исполнилось в точности и наутро нового дня, приняв священнический сан, он отправился в Дойре Калгайх.
77
В то время славным селением Дойре владел Аэд сын Айнмире. Аэд сын Айнмире передал Дойре Колуму Килле, но тот не принял дара, ибо еще не получил на это разрешения от Моби. Когда Колум Килле вышел из королевской крепости, ему встретились два ученика Моби, они отдали Колуму Килле пояс святого, ибо сам Моби умер. Этот пояс дал Колуму Килле право принимать земельные дары. Взяв пояс Колум Килле сказал: «Славен был человек носивший сей пояс, ибо он никогда не поддавался жадности и не унижался до лжи.» Колум Килле сложил такие стихи:
Пояс Моби
Не был (…) в тот день
Не поддавался жадности
Не унижался ложью.
Колум Килле взял селение у Аэда и сжег его дотла. Сгорели все дома и не осталось там ничего от трудов мирян, так что теперь это место могло быть посвящено Богу.
«Не глупо ли,»-- сказал Аэд, «сжечь селение в котором ни у кого никогда не было недостатка ни в пище ни в одежде? Теперь же здесь будут испытывать нехватку и того и другого.» Колум Килле возразил королю: «Отныне каждый житель Дойре получит то, что ему причитается от Бога.»
Огонь пожара был так силен, что от него сгорел и дубовый лес прилегавший к селению. Колум Килле сложил гимн о гибели дубравы:
Noli pater indulgere tonitrua cum fulgare ne frangamur formidine huis atque uridine te deum timemus terribilem nullum credens similem te cuncta canunt carmina angelorum per agimina teque exultent culmina celi uagi per fulmina o ihsu amantisime o rex regum rectissime benedictus in secula recta regens regimine iohannes corum domino athuc matris in utero repletus die gratia pro unio atque sisare Elesabet sdacarias uirum magnum genuit Iohannem bautistam percursorem domini mei manet in meo corde die amoris flamma ut argensio uase aurio ponitur gema amen.
Этот гимн защищает от всякого огня, от всякой грозы. Девять человек спасет он от пожара, грозы и молнии.
Как-то раз Колум Килле пришел в церковь Клуайн Фода, что в землях Фир Биле в Миде, для того чтобы некий святой епископ возвел его в сан священника. Когда Колум Килле достиг этого селения, то спросил (у тамошних жителей) где епископ. «Он работает в поле,»-- ответили жители, «сам пашет и сам ходит за плугом». Колум Килле отправился на поиски епископа и застал его за пахотой в поле.
«Не подобает тебе,»-- сказали Колуму Килле его спутники, «принимать священнический сан от этого человека, ибо он не епископ, а простой пахарь». Колум Килле ответил: «Не судите о человеке по его внешнему виду, пока не узнаете о скрытых достоинствах дарованных ему Богом».
И он заговорил с епископом и сказал о том, что собирается принять от него сан священника. Епископ же ничего не ответил Колуму Килле и даже не прервал своего труда.
«Отделите орало от лемеха,»-- приказал своим спутникам Колум Килле, «пусть остановится упряжь, быть может тогда епископ ответит нам.»
И хотя Колум Килле приказал своим людям причинить вред епископу, на самом деле он не хотел вредить ему, а желал лишь, чтобы его спутники узнали то, что уже знал он сам: Колум Килле ждал, что епископ совершит чудо, которое развеет все сомнения его спутников. Святой понимал, что Бог не оставит его в милости своей и он помолился Богу, чтобы Господь избавил епископа от позора-- ведь Богу пришлось бы не по нраву, если бы при его любимом слуге, коего избрал он еще в утробе матери, люди наносили бы оскорбления другим воинам божьим. И Бог захотел явить чудо.
Орало отделили от лемеха, но епископ продолжал идти за плугом как прежде.
«Выпрягите лошадей».-- приказал своим людям Колум Килле и они сделали так, как он велел. Тогда епископ позвал к себе из леса диких оленей и запряг их вместо коней и олени стали служить ему, как рабочие кони. Епископ продолжал свой труд и прекратил его не раньше чем в другие дни. Затем он распряг оленей и отпустил их обратно в лес, после чего, обернувшись к Колуму Килле оказал ему добрый привет. Хотя этот епископ и был добрым христианином, Бог явил все эти великие чудеса услышав молитву Колума Килле. Епископ же обещал Колуму Килле, что возведет его в священнический сан наутро нового дня.
«Если бы ты рукоположил меня сегодня,»-- молвил в ответ святой, «то я стал бы архиепископом Ирландии и Альбы. Если же я приму священнический сан завтра, то не поднимусь выше аббата или святого епископа. Бог отомстит тебе за то, что ты промедлил и не рукоположил меня сей же час: отныне и впредь никто не придет к тебе в церковь, чтобы принять от тебя сан священника. Мне же, – сказал Колум Килле, – будет добро, от того, что я никогда не получу высокого сана, ибо нет для меня награды больше и милости выше, чем пребывать в святости».
Все о чем говорил Колум Килле исполнилось в точности и наутро нового дня, приняв священнический сан, он отправился в Дойре Калгайх.
77
В то время славным селением Дойре владел Аэд сын Айнмире. Аэд сын Айнмире передал Дойре Колуму Килле, но тот не принял дара, ибо еще не получил на это разрешения от Моби. Когда Колум Килле вышел из королевской крепости, ему встретились два ученика Моби, они отдали Колуму Килле пояс святого, ибо сам Моби умер. Этот пояс дал Колуму Килле право принимать земельные дары. Взяв пояс Колум Килле сказал: «Славен был человек носивший сей пояс, ибо он никогда не поддавался жадности и не унижался до лжи.» Колум Килле сложил такие стихи:
Пояс Моби
Не был (…) в тот день
Не поддавался жадности
Не унижался ложью.
Колум Килле взял селение у Аэда и сжег его дотла. Сгорели все дома и не осталось там ничего от трудов мирян, так что теперь это место могло быть посвящено Богу.
«Не глупо ли,»-- сказал Аэд, «сжечь селение в котором ни у кого никогда не было недостатка ни в пище ни в одежде? Теперь же здесь будут испытывать нехватку и того и другого.» Колум Килле возразил королю: «Отныне каждый житель Дойре получит то, что ему причитается от Бога.»
Огонь пожара был так силен, что от него сгорел и дубовый лес прилегавший к селению. Колум Килле сложил гимн о гибели дубравы:
Noli pater indulgere tonitrua cum fulgare ne frangamur formidine huis atque uridine te deum timemus terribilem nullum credens similem te cuncta canunt carmina angelorum per agimina teque exultent culmina celi uagi per fulmina o ihsu amantisime o rex regum rectissime benedictus in secula recta regens regimine iohannes corum domino athuc matris in utero repletus die gratia pro unio atque sisare Elesabet sdacarias uirum magnum genuit Iohannem bautistam percursorem domini mei manet in meo corde die amoris flamma ut argensio uase aurio ponitur gema amen.
Этот гимн защищает от всякого огня, от всякой грозы. Девять человек спасет он от пожара, грозы и молнии.