18:35

Фергус сын Ройха правил уладами семь лет, пока не вырос Конхобар. Фергус полюбил мать Конхобара, Несс дочь Эохайда Салбуйде, а она сказала, что не выйдет за него, пока он не выполнит одну ее просьбу, пусть даже и в ущерб себе. Фергус согласился все выполнить.
«Вот чего я хочу,»--сказала дочь Эохайда, «передай королевство уладов Конхобару на один год.»
Фергус согласился на это и передал власть Конхобару. Весь год Конхобар правил уладами и за этот год у них прибавилось зерна, молока, плодов и прочих доходов.
В конце года Фергус попросил свое королевство обратно, но улады ответили, что не вернут власть тому, кто променял их на женщину—пускай уж лучше Конхобар правит дальше вместо него.
А, когда Улады выбрали королем Конхобара, тот начал великую войну против Эохайда Фейдлеха, короля Ирландии.

(c) Битва при Лейтрех Руйде

Mutti iarom in cath for ÈRNIU ocus NÌ-ÈRNAI acht trian díbh.
Эрнии были разбиты в бою и спастись удалсь лишь троим из них. (дословно: не-спасся (никто) кроме тройки из-них)

(Mesca Ulad LU 1025)

Eraind/Erainn=эрнии (племя в южной Ирландии)
as-roinni/ÈRNAID=спасается, избегает

Однажды коннахты собрались у озера Энлох, что на равнине Маг Аи. В те времена их королем был Кримтанн Кас. На ночь люди не стали расходиться. И, когда они проснулись на утро следующего дня, то увидели, что идет к ним сквозь туман одинокий воин, золотоволосый, в прекрасном плаще. Два боевых копья было в руке у воина, на боку щит с золотой каймой, а на бедре меч с золотой рукоятью.

«Окажем хороший прием нашему гостю.»--сказал Лаэгайре Ли Бан сын Кримтанна, первый из юношей Коннахта.
«Привет тебе, неведомый воин!»--молвил Лаэгайре.
«Спасибо за доброе слово.»--отвечал незнакомец.
«Зачем ты пришел к нам?»--спросил Лаэгайре.
«Я прошу вашей дружбы.»
«Кто ты и откуда?»
«Я из народа сидов, мое имя Фиахна сын Редаха. читать дальше

В ночь на Самайн Айлилль и Медб стояли со всей дружиной в крепости Рат Круахан. читать дальше

03:24

Кайнкуйле, демон, который жил в Ард Махе, морочил ее жителей, пока ему не попался некий набожный клирик. Демон целый год жил вместе с клириком (в одной келье). Каждый грех, которой совершали священники или миряне, демон, на глазах у клирика, записывал в книги: у него было две книги, большая и маленькая.
Все записи, которые демон вносил в малую книгу, он на следующий день стирал, а вот грехи, заносимые в большую книгу оставлял.
«О чорт,»--спросил однажды клирик, «отчего ты скоблишь малую книгу и не скоблишь большую?»
«Дело вот в чем,»--отвечал диавол, «в малой книге я записываю грехи священников и людей церкви—а они всякий день каются и исповедуются у своих духовников. Поэтому грехи их не умножаются.
Грехи мирян собраны в большой книге. Миряне не исповедуются, поэтому число их грехов все растет. Ведь каждый грех, записаный мной, я должен отскоблить, если человек, совершивший его, покается.»

Клирик ударил в колокол, созвал жителей Ард Махи и рассказал им о диавольских книгах, полных грехов. И он велел людям покаяться и они покаялись.
Тут пришел диавол и сказал клирику: «Горе мне, горе! Какую добычу отнял ты у меня!»
И зарыдал он, и заплакал, и заголосил и отскоблил все свои книги.
Всё.

Святой Мохуда Райтин (Св. Картагий) установил для своей братии и для странников такой порядок: каждый, кто приходил к нему, должен был коснуться протянутой рукой обуви святого.
И вот, от этого несправедливого обычая в сандалиях Св. Мохуды завелся диавол.

читать дальше

23:02

ПРИЧИНА БОЯ ПРИ КНУХЕ

Когда Конн Сто Битв еще не был королем и владел Уделом Наследника, Темрой правил Кахайр Мор сын Федельмида Фер Урглайса сына Кормака Гелта Гаэта. Королю Кахайру служил дивный друид Нуаду сын Ахе сына Да Ти, сына Брогайна, сына Финтана из племени Да Ти в Бреге.
читать дальше

20:54

Шел Дагда и нес на плечах своего сына Кермада Милбела, который пал в бою-поединке с Лугом сыном Киана, королем Ирландии читать дальше

Слово díupart имеет 2 значения:

1. урон, потеря, упадок, погибель
2. обман, фальшь, уловка, трюк


Грайне сказала Финну (имея ввиду Диармаида):

Fil duine
Frismad buide lem díuterc
Día tibrinn in m-bith buide
Uile, uile, cid díupert.

Подстрочник:

Есть такой человек
На которого отрадно смотреть мне
Которому отдала бы я великий мир
Весь, без остатка 1. хотя бы это (привело) к гибели 2. пусть даже это обман

Т.е.
В первом случае: "мне уже не важно погибну я или нет."

Во втором случае: "мне уже не важно, обманута я или нет."

Когда Диармаид сын Донна сына Дуйвне вместе с Грайне дочерью Кормака спасался от Финна, он остановился, однажды, в пещере под горой Бенн Эдайр.

Еще с Диармаидом шла старая ведьма, которая всегда охраняла его, где бы он ни был. И вот, эта ведьма вышла из пещеры и поднялась на вершину Бенн Эдайр. Тут к ней подошел одинокий воин. То был сам король фениев, Финн сын Кумалла.

Старуха спросила Финна с чем он пришел.
«Я собираюсь жениться на тебе,» молвил король фениев, «не скажу почему, но я уже давно желаю , чтобы ты стала моей единственной женщиной.»

Старуха сразу поверила словам Финна и пообещала ему сделать все, о чем он попросит ее. Что же попросил Финн? читать дальше

В один из последних дней августа мы с мистером Генри Стоксом потратили некоторое время на розыски этой пещеры. Она находится в Скалах, в полумиле к западу от Маяка.
Я употребил слово "розыск" потому, что пещера не отмечена на карте и даже старейшие обитатели полуострова Хоут, которых мы распрашивали, ничего не знают о ее существовании. Причина незнания кроется в том, что в настоящее время пещера разрушена. Ее уничтожили в начале (девятнадцатого) века по приказу правительства, так как она, несмоненно, служила укрытием для беглых повстанцев. Среди прочих в ней скрывался какое-то время и Гамильтон Рован, пока ему не удалось бежать в Америку.
Вход в пещеру обращен в сторону моря. Он сохранился превосходно, хотя сама пещера совершенно разрушена и забита камнями. Поскольку это единственная пещера на всем полуострове Хоут, именно здесь, вне всякого сомнения, находилось ложе Диармаида и Грайне из нашей истории.

(с) Куно Мейер, Revue Celtique 11, стр. 132

В другой раз Финн опять остановился, по своему обыкновению, в Кенн Куйрих. Каждое утро одному из воинов Фианны поручали зажарить свинью и Финн за день съедал ее.
И вот, настала очередь Ойсина жарить свинью. читать дальше

«Орк» значит «лосось». Так говорила отрубленная голова шута Ломны:

Пестрый орк
жареный бок
рыбы кишат
в пучине морской
не добыл добра
доли раздатчик
Кайрпре неправый.

Вот как все произошло:

Финну из рода Байшкне служил шут по имени Ломна, человек невоинственный.читать дальше

Финн из рода Байшкне наварил пива и пригласил Фотада Канайне на пир. А у Фотада Канайне был гейс: пить пиво только если рядом лежат отрубленные головы. читать дальше

Повесть не в последнюю очередь интересна заклинаниями, перевести которые можно только приблизительно.

Дайре Доймтех правит несправедливо, поэтому злая слава переходит на его сына Лугайда. Лугайд, будучи не только добрым королем, но и филидом отводит от себя проклятие, при этом его заклинание выглядит скорее как набор пословиц и прибауток, чем "классическая" реторика.
Проклятие переходит от Лугайда к его сыну Мак Кону и приводит его к гибели.


Начинается рассказ о Айлилле Оломе, Мак Коне и Лугайде.

Айлиль Олом сын Мога Нуадат был друидом и королем южной половины Ирландии. читать дальше

21:40

Заїхав російський далекобійник в Україну, і ніяк не може знайти там фірму якусь. Дивиться стоять на дорозі два хлопці, підходить він до них і питає:
-Ребята, как мне пpоехать на улицу Кpищягина? Вони - нуль уваги, ну він до них українською:
- Хлопці не підскажите як мені проїхать на вулицю Кpищягина? - Нуль уваги, ну почав їм на всіх мовах:
- Панано итальяно?
- Ду ю спік інглиш?
- Шпрехен зе дойч? У відповідь тиша, сів далекобійник у машину і поїхав, а хлопці між собою:
- Чуєш Миколо, скільки дядько мов знає?!
- Hу і шо воно йому дало?!

01:06

Только начал рассказывать про "узел друидов", в аудитории сам собой неожиданно погас свет. А стоило через пять минут помянуть Св. Айльбе, свет сам собой включился.

Вортипор:

31. А ты что, похожий на барса нравами и пестрый от нечестии, с седеющей уже головой, на троне, полном коварств, и с ног до головы опозоренный различными братоубийствами и прелюбодеяниями, негодный сын доброго короля, как у Езекии Манассия, о тиран деметов, Вортипор — тупо оцепенел? Что, тебя не удовлетворяют сильнейшие водовороты грехов, которые ты поглощаешь, как наилучшее вино, или даже нет, — они тебя пожирают, а жизни твоей потихоньку уже близится конец? Что же ты, в качестве позора, увенчивающего все прочие, удалив собственную твою супругу, после ее честной смерти, бесстыдной дочерью, словно неотвязным грузом, обременил свою жалкую душонку?!

Не заканчивай, прошу тебя, оставшихся дней во вражде к Богу, ибо «теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» светит в лица кающихся, и здесь ты можешь хорошо потрудиться, «чтобы не случилось бегство» твое «зимою или в субботу» . «Уклоняйся, — согласно псалмопевцу, — от зла и делай добро, ищи мира и следуй за ним. Очи Господни обращены на праведников и уши Его — к воплю их. Но лице Господне против делающих зло, чтобы истребить с земли память о них. Взывают [праведные], и Господь слышит и от всех скорбей избавляет их». Таким образом, сердце, сокрушенное и смиренное страхом Его, никогда Христос не отвергает. Иначе червь твой не умрет и огонь не угаснет.

(с) Гильда Премудрый "О Погибели Британии" 6 век.


Вортигерн:

39. Ко всем своим мерзким делам Гвортигирн добавил еще и то, что взял свою дочь себе в жены и от нее родил сына. Когда это стало известно святому Герману, он прибыл к Гвортигирну со всем духовенством бриттов, дабы его осудить (...)

47. Между тем святой Герман убеждал Гвортигирна вернуться к господу и пресечь свою преступную связь, но тот трусливо бежал до той области, которая по его имени получила название Гвортигирниаун, дабы скрыться там со своими женами. Но святой Герман вместе со всем духовенством бриттов прибыл туда вслед за ним и там оставался сорок дней и сорок ночей, молясь на скале и пребывая день и ночь напролет на ногах. А Гвортигирн и на этот раз бесславно пустился в бегство и добрался до крепости Гвортигирна, что находится в краю деметов у реки Тейби. Святой Герман, по своему обыкновению, со всеми своими священнослужителями двинулся вслед за ним, и они, постясь пребывали там, по повелению свыше, три дня и три ночи, а на четвертую около полуночного часа крепость, объятая внезапно ниспосланным с неба огнем, рухнула и обратилась в прах. Вместе со всеми бывшими с ним, а также со своими женами Гвортигирн погиб. Таков был конец Гвортигирна, как я обнаружил в книге святого Германа.

(с) Ненний "История Бриттов" 8 (?) век

Интересно, что Вортигерн по Неннию гибнет в Диведе, т.е. в королевстве исторического Вортипора.

IRES религия, истинная вера

ERES ересь

21:50

Мак Кон пришел проститься с Айлиллем. На прощание они обнялись. Айлилль вцепился зубами в щеку Мак Кона, тем самым он хотел сказать, что уже близка его смерть (?).

"Чья это кровь у тебя на щеке?" - спросила у Мак Кона Садв.
"Нетрудно сказать,"--отвечал Мак Кон, "это след от зубов Айлилля."
""Увы этим зубам."--сказала Садв.

(с) Айлилль Олом, Мак Кон и Финн внук Байшкне.