Рассказ о Каэнкомраке
Был в Клонмакнойсе добрый епископ по имени Каэнкомрак читать дальше(а его первое имя было Мохта). Праведник, человек божий, он пришел к монастырь, как паломник. Но вся братия очень уважала и почитала Каэнкомрака, потому что Бог открывал ему время, в которое тот или иной человек примет смерть, кроме того, Бог открывал ему, что ждет усопшего после смерти—райское блаженство или муки ада. В конце года епископ предсказывал смерти на весь предстоящий год.
Когда Каэнкомрак уставал от жизни в монастыре, он отправлялся на остров Иниш Эндайм, что на озере Лох Ри и там, в одиночестве, он молился и служил мессу.
Вместе с ним на острове жило несколько набожных монахов. Просить милостыню и собирать плоды эти монахи ходили в земли Тетбы. Жители Тетбы были обязаны отдавать Каэнкомраку сто поросят, сто лососей, сто ягнят, каравай хлеба от каждой квашни и монету от каждого селения. Пока они платили такую подать, они никогда не теряли на войне больше девяти человек. Каэнкомрак говорил:
Слава Господу нашему,
Живы жители Тетбы,
Никто из них не погибнет
И они никого не погубят.
Вот говорю я вам
И слово мое нелживо:
Пока вы меня почитаете
Убитых будет лишь девять.
Еще Каэнкомрак говорил жителям Тетбы:
«Как бы мало вас не было, и сколь бы много не было ваших врагов на поле боя, все вы возвратитесь домой невредимыми, если будете почитать меня.
Девятеро из Тетбы
Против тысячи тысяч
Помянули Каэнкомрака
И вернулись с победой.
Воинам всего мира
Не одолеть их бою.
Люди взывают ко мне
Я же взываю к Господу!
Так Каэнкомрак жил попеременно в Клонмакнойсе и в обители на острове Иниш Эндайм. И вот, однажды, когда он остановился в обители, два его ученика, то есть два монаха из племени Уи Майне, Эоган сын Аэдана и Экертах сын Аэдана, пошли в горы Шлиав Лиатром, что в землях Уи Майне. А в этих горах как раз охотились люди из племени Уи Фананн. Охотники убили много диких свиней и отдали одного поросенка клирикам.
Клирики взяли поросенка, принесли его в обитель, насадили на вертел и стали поджаривать на огне. В это время Каэнкомрак распевал псалмы. Вдруг он увидел, как из озерных вод вышел высокий человек и направился от берега к дому. Гость приветствовал епископа и тот ответил ему тем же.
«Отрадно,»--сказал озерный человек, «что тот, кого ты насадил на вертел, распевает псалмы вместе с тобой.»
«Как этот так?»--спросил Каэнкомрак.
«Нетрудно объяснить. Внизу, на дне озера, у нас есть монастырь—ведь люди могут жить и под водой, как и в любом другом месте, если на то есть воля Господа. Отроки нашего монастыря превратились, за грехи свои, в диких свиней и охотники перебили их в горах Шлиав Лиатром. Одного из этих отроков, моего родного сына, ты сейчас поджариваешь на вертеле. Вот в моих руках его псалтырь—я дарю ее тебе.»
(Эта книга, которая называлась Свиная Псалтырь, потом долго хранилась в Клонмакнойсе, а Эогана сын Аэдана люди прозвали Поросенок, ибо он успел отведать свиного мяса.)
Каэнкомрак разрешил своему гостю забрать тело сына для погребения.
«О клирик,»--сказал тот, «не хочешь ли пойти со мной и посмотреть на подводный монастырь?»
«Конечно хочу,»--ответил Каэнкомрак, и они вдвоем погрузились в озеро. Каэнкомрак сутки провел под водой и, на утро следующего дня, вернулся в свою обитель, весь облепленный водорослями. С тех пор он часто уходил в озеро, ни от кого этого не скрывая.
Каждый пасхальный четверг клирики окрестных монастырей приходили в обитель Иниш Эндайм, послушать проповеди Каэнкомрака. Он служил мессу и освящал их напитки. После мессы обычно устраивали пир.
В тот год монахи, как и было заведено, принесли с собой еду и питье. Но Каэнкомрака они на этот раз не застали и большую часть дня его никто не видел. Каэнкомрак пришел, когда монахи уже трапезничали. Зайдя в дом, он приветствовал их, а они его. Но тут Каэнкомрак увидел, что повсюду стоят блюда полные сала и ветчины. И принялся он ругать монахов за то, что они едят сало во время поста, и проклял их великим проклятием. Страшный гнев, великая ярость объяли Каэнкомрака, лик его засветился божественным светом, так что никто не смел взглянуть на него. Клирики бежали перед ним, а Каэнкомрак пошел от них прочь и с тех пор его больше никто не видел.
Я не знаю погрузился ли он в озеро и служит теперь Богу в подводном монастыре, постигая премудрости Священного Писания, или же ангелы взяли его душу на небеса. Но с тех пор старцы Ирландии не едят мясо в Страстную Неделю.
Был в Клонмакнойсе добрый епископ по имени Каэнкомрак читать дальше(а его первое имя было Мохта). Праведник, человек божий, он пришел к монастырь, как паломник. Но вся братия очень уважала и почитала Каэнкомрака, потому что Бог открывал ему время, в которое тот или иной человек примет смерть, кроме того, Бог открывал ему, что ждет усопшего после смерти—райское блаженство или муки ада. В конце года епископ предсказывал смерти на весь предстоящий год.
Когда Каэнкомрак уставал от жизни в монастыре, он отправлялся на остров Иниш Эндайм, что на озере Лох Ри и там, в одиночестве, он молился и служил мессу.
Вместе с ним на острове жило несколько набожных монахов. Просить милостыню и собирать плоды эти монахи ходили в земли Тетбы. Жители Тетбы были обязаны отдавать Каэнкомраку сто поросят, сто лососей, сто ягнят, каравай хлеба от каждой квашни и монету от каждого селения. Пока они платили такую подать, они никогда не теряли на войне больше девяти человек. Каэнкомрак говорил:
Слава Господу нашему,
Живы жители Тетбы,
Никто из них не погибнет
И они никого не погубят.
Вот говорю я вам
И слово мое нелживо:
Пока вы меня почитаете
Убитых будет лишь девять.
Еще Каэнкомрак говорил жителям Тетбы:
«Как бы мало вас не было, и сколь бы много не было ваших врагов на поле боя, все вы возвратитесь домой невредимыми, если будете почитать меня.
Девятеро из Тетбы
Против тысячи тысяч
Помянули Каэнкомрака
И вернулись с победой.
Воинам всего мира
Не одолеть их бою.
Люди взывают ко мне
Я же взываю к Господу!
Так Каэнкомрак жил попеременно в Клонмакнойсе и в обители на острове Иниш Эндайм. И вот, однажды, когда он остановился в обители, два его ученика, то есть два монаха из племени Уи Майне, Эоган сын Аэдана и Экертах сын Аэдана, пошли в горы Шлиав Лиатром, что в землях Уи Майне. А в этих горах как раз охотились люди из племени Уи Фананн. Охотники убили много диких свиней и отдали одного поросенка клирикам.
Клирики взяли поросенка, принесли его в обитель, насадили на вертел и стали поджаривать на огне. В это время Каэнкомрак распевал псалмы. Вдруг он увидел, как из озерных вод вышел высокий человек и направился от берега к дому. Гость приветствовал епископа и тот ответил ему тем же.
«Отрадно,»--сказал озерный человек, «что тот, кого ты насадил на вертел, распевает псалмы вместе с тобой.»
«Как этот так?»--спросил Каэнкомрак.
«Нетрудно объяснить. Внизу, на дне озера, у нас есть монастырь—ведь люди могут жить и под водой, как и в любом другом месте, если на то есть воля Господа. Отроки нашего монастыря превратились, за грехи свои, в диких свиней и охотники перебили их в горах Шлиав Лиатром. Одного из этих отроков, моего родного сына, ты сейчас поджариваешь на вертеле. Вот в моих руках его псалтырь—я дарю ее тебе.»
(Эта книга, которая называлась Свиная Псалтырь, потом долго хранилась в Клонмакнойсе, а Эогана сын Аэдана люди прозвали Поросенок, ибо он успел отведать свиного мяса.)
Каэнкомрак разрешил своему гостю забрать тело сына для погребения.
«О клирик,»--сказал тот, «не хочешь ли пойти со мной и посмотреть на подводный монастырь?»
«Конечно хочу,»--ответил Каэнкомрак, и они вдвоем погрузились в озеро. Каэнкомрак сутки провел под водой и, на утро следующего дня, вернулся в свою обитель, весь облепленный водорослями. С тех пор он часто уходил в озеро, ни от кого этого не скрывая.
Каждый пасхальный четверг клирики окрестных монастырей приходили в обитель Иниш Эндайм, послушать проповеди Каэнкомрака. Он служил мессу и освящал их напитки. После мессы обычно устраивали пир.
В тот год монахи, как и было заведено, принесли с собой еду и питье. Но Каэнкомрака они на этот раз не застали и большую часть дня его никто не видел. Каэнкомрак пришел, когда монахи уже трапезничали. Зайдя в дом, он приветствовал их, а они его. Но тут Каэнкомрак увидел, что повсюду стоят блюда полные сала и ветчины. И принялся он ругать монахов за то, что они едят сало во время поста, и проклял их великим проклятием. Страшный гнев, великая ярость объяли Каэнкомрака, лик его засветился божественным светом, так что никто не смел взглянуть на него. Клирики бежали перед ним, а Каэнкомрак пошел от них прочь и с тех пор его больше никто не видел.
Я не знаю погрузился ли он в озеро и служит теперь Богу в подводном монастыре, постигая премудрости Священного Писания, или же ангелы взяли его душу на небеса. Но с тех пор старцы Ирландии не едят мясо в Страстную Неделю.